Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Литературная страничка

Без вины виноватые (продолжение)

Умелый портной привлек внимание девушки Насимы. А та, в свою очередь, была не против. Она оценила его добрый нрав, воспитанность. Не сомневалась и в том, что его чувства искренние. Поэтому, когда получила предложение руки и сердца, то не смогла отказать ему.

Начало от 12 января, 15 января, 3 февраля, 2 марта

Как говорится, шалость до добра не доведет. Осенью после того, как выкопали картошку, запечь ее на углях, закрыв ведром – обычное дело. И в этот раз, мальчишки не стали изменять своим традициям. Один весельчак и балагур, стал играть возле костра горящей веткой, а затем нечаянно задел нос парнишки Степана. Врачи долго боролись с недугом, но нос спасти так и не смогли, пришлось резать. Тем самым, шалость одного превратилась в несчастье другого. Из-за этого Степана не смогли взять и в солдаты.
 
Умелый портной привлек внимание девушки Насимы. А та, в свою очередь, была не против. Она оценила его добрый нрав, воспитанность. Не сомневалась и в том, что его чувства искренние. Поэтому, когда получила предложение руки и сердца, то не смогла отказать ему. Возможно, он заранее все предусмотрел. Иначе, зачем уездному портному заходить в дом, где проживала девушка, в самую последнюю очередь. Остается только надеяться, что молодой человек заработав побольше денег, хотел уехать отсюда вместе с девушкой, если, конечно, та будет согласна.

Таким образом, в ноябре сорок четвертого года Насима приехала в кряшенское село Урманбаш в качестве жены Степана. Живя в Каенсаре, в доме Андрея и Надежды, она не знала всех традиций, обычаев кряшенского народа. Если на улице различия между кряшенами и удмуртами были заметны, то в семье интеллигенции этого не было. Конечно нельзя сказать, что в доме куда она пришла невесткой, придерживались традиций, потому что глава семейства дядя Павел был председателем сельского совета. Степан также не соблюдал предписаний религии. А золовка Мария тем более. Она была настоящей советской девушкой, на груди висел знак комсомола, да и с религией она не имела ничего общего. Другое дело свекровь. Она носила разноцветные платья в стиле финно-угорского народа, завязывала платок на голову по-кряшенски. Ведение хозяйства показались Насиме весьма непривычными. В большой комнате, в переднем углу стояла икона, а возле нее горела лампа. Дядя Павел был атеистом, но супругу ни в чем не упрекал. Пусть живет, как хочет, говорил мужчина. Жизнь и быт в Каенсаре существенно отличалась от жизни в кряшенском селе Урманбаш.
 
Несмотря на то, что девушку привезли в село с ее согласия, но попросить ее руки у матери и родных тоже было очень важным. Как говорил дядя Павел, нужно получить «добро» от старших. На следующий день, он запряг свою лошадь, купил гостинцев и поехал в Арпаяз.

Заехав в деревню, он уточнил у местной жительницы, где находится дом Насимы. Добавил даже, что она дочь Галимуллы, а та указала на низкий каменный дом. Войдя через ворота, он увидел просторный двор. За низким домом виднелись каменные клеть и хлев. Судя по всему, здесь жили очень хозяйственные, трудолюбивые люди. Вот только когда убрали второй деревянный этаж, дом стал очень низким.

Дядя Павел потянул дверь. Она оказалась незапертой. Около двери была прислонена палка.  Он взял ее в руки и немного постучал ею. На шум выбежал мальчик лет 5-6. Увидев незнакомца, он спрятался за дверь комнаты. Дядя Павел последовал за ним. Дома было довольно темно. Поэтому он на минуту остановился, чтобы глаза успели привыкнуть. Вдруг перед ним появились тот мальчишка и женщина пожилого возраста. Он поприветствовал их. Женщина попросила мальчика поздороваться в ответ. Гость начал разговор с дружелюбного тона, поинтересовался здоровьем хозяев. Женщина попросила его присесть на кушетку, а сама устроилась на стул. По традиции она принялась читать молитву, но заметив, что гость не собирается этого делать и смущенно смотрит на нее, опустила руки. Она вопросительно посмотрела на него и не знала, что привело гостя к ним. «Судя по всему это человек не простой. Вдруг это налоговый агент и пришел уведомить о просроченной задолженности. Хотя агенты так мило не здороваются», - про себя думала женщина. После затянувшейся паузы, гость сам начал разговор:

- Я приехал к вам в качестве свата.

- Свата? К кому? От кого?

- Прошу руки вашей дочери Насимы для своего сына.

- А кто ты? Откуда?

- Я из села Урманбаш, зовут меня Павел.

- Урманбаш? Это разве не кряшенское село?

- Да, это так. Но все мы люди божьи.

- Так-то оно так. Но все это так неожиданно. Ведь не зря одних называют татарами, других, например, кряшенами. Вы уж найдите для своего сына невесту вашего круга. А для Насимы женихи и в нашей деревне найдутся. Вот на днях хотим привезти ее домой.

- Но мы уже привезли ее к себе. Я приехал, чтобы уведомить вас об этом. Она сама согласилась выйти замуж за нашего сына. Молодые все решили без нас. Они сейчас разрешения не спрашивают, поэтому нам остается лишь согласиться.

- Ничего не знаю. Я не буду с этим соглашаться. Как приехала к вам, так и уедет. Не расстраивайте меня больше. Прошу вас, уезжайте отсюда. Только этого мне не хватало. И скажите своему сыну, пусть привезет Насиму целой и невредимой. Иначе я этого так не оставлю...

Дядя Павел хотел что-то добавить, но женщина не дала ему и слово ставить:

- Вон отсюда, убирайся! Иначе мало не покажется: позову соседей, обвиню в разбое и закричу.

Дяде Павлу ничего не оставалось, как покинуть дом. Он направился к двери. Женщина с мальчишкой проводили его взглядом.
Посоветовавшись с дочерью Гайшой, Сарбизямал вместе с ней решает поехать за Насимой в это кряшенское село. Она лично хотела убедиться, что ее дочь выходит замуж добровольно. «Пусть сама мне скажет свое решение», - подумала мать.
 
Насима встретила их со слезами на глазах. Она уже заранее знала, что мама не одобрит ее решения. Потому что браки с представителями других национальностей в их роду не приветствуются. Такого до этого и не происходило. Честно говоря, она и сама не могла понять какие силы привели ее в эту деревню. Стоило ей только вспомнить о своем безрассудном поступке, как сердце уходило в пятки. «Что же я наделала, как долго это будет длиться», - терзала себя девушка. Лучше бы она вновь вернулась на работу на фабрику. Но взаимоотношения супругов Андрея и Надежды стали для нее примером. Казалось, во всех семьях царит такая идиллия. Вот и во время общения со Степаном девушка не заметила в нем ничего «чужого». Он был таким же обычным парнем, как ее односельчане  - парни Гаптеракип, Гусман. Только вот ей совсем не понравилось поведение будущей свекрови. Не по душе пришлась и ее манера одеваться. В базарный день удмурты из деревни Верхние Шуни через деревню Арпаяз шли в Кукмор. Мы удивлялись платьям, которые носили их женщины. Вот и одежда свекрови похожа на их. Возможно, есть какие-то отличительные черты, но Насима пока про это не знала.

 

Продолжение следует

Фоат ГАЛИМУЛЛИН

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU