Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь района

Автору детективов, выходцу из Кукморского района Магсуму Насибуллину 15 октября исполнилось бы 90 лет

Лет 8 назад, 15 октября, я пришел к Магсуму Насибуллину домой, чтобы поздравить его с днем рождения. Когда мы тепло беседовали за столом, он задумчиво процитировал четверостишие из песни, в которой пелось о скоротечности жизни, смерти. Кто знал, что тогда творилось на сердце у 82-летнего Магсума Назиповича? Возможно, эти строки...

Лет 8 назад, 15 октября, я пришел к Магсуму Насибуллину домой, чтобы поздравить его с днем рождения. Когда мы тепло беседовали за столом, он задумчиво процитировал четверостишие из песни, в которой пелось о скоротечности жизни, смерти. Кто знал, что тогда творилось на сердце у 82-летнего Магсума Назиповича? Возможно, эти строки как нельзя лучше передавали его душевное состояние.

Перешагнув 80-летний рубеж, он все чаще в разговоре сетовал на то, что пропасть между поколениями растет, что и его собственная жизнь клонится к закату и неизвестно, какой вздох станет последним. Мы не придавали этим словам большого значения, считая, что сказаны они были между делом. Хотя, видимо, следовало это сделать: наверное, наш друг предчувствовал приближение конца.

Те, кто знал Магсума Насибуллина, скажут про него в один голос, что он никогда не жаловался на трудности, всегда был в приподнятом настроении и не падал духом ни при каких обстоятельствах. Я готов подписаться под этими словами. Но в жизни наступает такой момент, когда начинаешь задумываться о переходе из бытия в Вечность. Наверное, такой рубеж перешагнул и Магсум Назипович. После того, как процитировал строки из песни, он прожил всего два года. Магсума Насибуллина не стало 16 октября 2009 года на 85-ом году жизни. Свое последнее пристанище он обрел на малой Родине - похоронен на байлянгарском сельском кладбище рядом со своими родителями. Как коллеги по творческому цеху и земляки, вместе с поэтом Газинуром Муратом присыпали его могилу землей. Наш покойный друг очень любил свою родную деревню. Он любил говорить, что над его малой Родиной и солнце светит ярче, и небо голубее. После выхода новой книги Магсум ага непременно приезжал в родную деревню, чтобы поделиться радостью с односельчанами. Регулярно приезжал на Сабантуй. Ведь, по его же словам, родная земля его питала, заряжала жизненной энергией на многие месяцы, придавала душевных и физических сил.

А силы ему были нужны. Ведь о страданиях, как душевных, так и физических, Магсум Назипович знал не понаслышке. Но силой своего духа он был сродни таким людям-героям, как Павел Корчагин, Алексей Мересьев, Владислав Титов, Гакиль Сагиров, Раниф Шарипов. Потому ничто не могло его сломить. В 1943 году был призван на фронт, когда лишился ноги, ему было всего 19 лет. С того момента жизнь Магсума Насибуллина могла сложиться по-всякому. Ведь подобного удара судьбы не каждый в состоянии выдержать. Многие ломаются, оказываются на обочине жизни с протянутой рукой или пытаются забыться с помощью алкоголя. Но Магсум ага не утратил веру в лучшее, не отрекся от своих мечт. Он делал все возможное, чтобы найти себя в этой жизни, реализовать весь свой потенциал. Эти стремления спасали его от дурных мыслей, депрессии, помогали двигаться вперед.

Еще до войны, когда Магсуму было 14-15 лет, ему нравилось наблюдать окружающий мир, изучать психологию человека. Умение замечать детали, зреть вглубь развило в нем обостренное чувство справедливости. Ведь тогда на дворе был 1937 год - пора расцвета тоталитаризма и непрекращающихся репрессий, которые накрыли своей волной как многих талантливых, так и простых людей. На них несправедливо вешали ярлыки «врага народа», от них отрекались. Но говорить об этом вслух не было принято. Так как каждый боялся, что в следующий раз постучат именно в его дверь. Люди голодали, а за горсть принесенного с поля украдкой зерна сажали на многие годы в сталинские лагеря. К примеру, двух работниц Кукморской фабрики валяной обуви за опоздание на работу на 20 минут посадили на три месяца в свияжскую тюрьму. Подобное происходило до войны нередко.

Магсум, будучи смышленым парнем, не мог не замечать происходящего. Он дал себе слово, что, когда вырастет, непременно станет борцом за справедливость. Однако парня отправили на фронт, невзирая на его молодость. Спустя год война сделала его инвалидом на всю жизнь. Каково в 19 лет, когда еще вся жизнь впереди, быть лишенным возможности прочно стоять на земле обеими ногами?! В это время в руки Магсуму попала газета, где была опубликована статья Бориса Полевого о Мересьеве, который без одной ноги вновь сел за штурвал самолета. Когда падал духом, Магсум перечитывал ее по многу раз, она служила для него источником душевных сил. Ведь он и сам был ранен, когда служил в авиации, потому не понаслышке знал о том, насколько трудно безногому человеку управлять «железной птицей». Раз Мересьев нашел в себе силы, значит, и он, Магсум, должен это сделать! Выучиться, получить образование, обрести профессию на всю жизнь - вот единственно верный для этого путь. И Магсум Назипович пошел по нему. Сперва окончил двухмесячные курсы по праву, затем поступил в институт. Учился всегда хорошо. Молодого специалиста направили на работу в прокуратуру Свердловской области. Следователь, старший следователь, помощник прокурора…. На какой бы должности ни работал, Магсум Насибуллин всегда помнил о том, что за делами стоят человеческие судьбы. Потому Магсум Назипович старался вникнуть в психологию преступника, понять, что его толкнуло на совершение противоправного деяния. Ему нужно было понять, кто перед ним: закоренелый преступник или же просто оступившийся человек, а быть может, и отчаявшийся, которого на преступление толкнули тяжелые жизненные обстоятельства? Благодаря этим своим качествам Магсум Назипович заслужил доверие и любовь людей. Неудивительно, что от следователя до прокурора он вырос за короткое время. И когда работал в прокуратуре республик Башкортостан, Татарстан, Магсум Насибуллин не изменил своему стилю, остался верен своим жизненным принципам и ориентирам. Редко, когда обвиняемые говорят «спасибо» в адрес государственного обвинителя. А Магсуму Насибуллину доводилось его слышать. В том числе за то, что он не ломал человеческие судьбы, требуя сурового наказания за совершение не особо тяжких преступлений, а определял степень вины человека, с учетом причин и жизненных обстоятельств, которые привели его на скамью подсудимого.

Ежедневное соприкосновение с человеческими судьбами, увлеченность людской психологией развили в нем профессиональное мастерство. Постепенно в Магсуме Насибуллине зародилось желание пересказать случаи из собственной практики, изложить их на бумаге. Но для этого необходим определенный талант, знания в области литературы. Это привело его на заочное отделение факультета русской филологии Уральского педагогического института. Первые произведения Магсума Насибуллина вышли на русском языке. В Казани, где продолжил свой трудовой путь, Магсум Назипович всерьез занялся освоением литературного языка, можно сказать, с нуля изучил родной язык. Следующие его произведения вышли уже на татарском языке. Его новые произведения читатели всегда ждали с нетерпением. Магсум Насибуллин является одним из самых плодотворных писателей детективного жанра последней четверти двадцатого века. Его книги переведены на татарский, русский, узбекский и другие языки.

Как видим, за последние десятилетия детектив стал одним из самых популярных жанров. В особенности для русской литературы. И татарские писатели не отстают от этой тенденции. Но, к сожалению, современные писатели детективов позабыли о нравственном воспитании читателя, иногда их главные герои даже несут в себе черты отрицательных персонажей, а в самих произведениях во всех красках описываются кровавые и жестокие сцены. Читатель всё это впитывает. Такие произведения не несут в себе ничего хорошего. Такие писатели, как Магсум Насибуллин, Мусагит Хабибуллин, Мадина Маликова, Фаниль Галиев и другие, своими произведениями старались уберечь людей от совершения преступлений, принятия неверных решений в жизни. В этом и заключается их подлинная ценность.

Магсум Назипович и весь его жизненный путь, в том числе и трудовой, служат для всех образцом человеколюбия. Я и на себе ощущал это его качество. Когда у меня еще не было собственной дачи, да и денег на нее тоже, он любезно предоставлял мне свою, чтобы я с семьей мог отдыхать на лоне природы. И во Всесоюзных домах творчества писателей в Коктюбино, Гаграх Магсум Насибуллин относился ко мне с отеческой заботой, поддерживал как земляка. Ведь у нас с ним даже была одна учительница.

Татарскому языку и литературе я учился в Псякской школе-семилетке у Гульсум Хусаиновой. В довоенные годы она работала в Байлянгарской школе, учила и Магсума ага. Когда нам случалось приезжать в Кукмор вместе, мы непременно ездили в деревню Асан-Елга к Гульсум апе в гости. Она была мудрым, очень образованным и радушным человеком, общение с которым доставляло истинную радость.

Я видел Магсума Назиповича в разных жизненных ситуациях. Но он всегда оставался прямолинейным, мужественным человеком, которого ничто не могло заставить пойти против его жизненных принципов, принять несправедливое решение. В особенности мне запомнился один случай. Было это в октябре 1991 года, во Всесоюзных домах творчества писателей поселка Коктюбино в Крыму. Одним вечером к нам зашел один крымский татарин по имени Мустафа. Не в силах скрыть своего волнения, он начал рассказывать:

- Мы, около семидесяти парней из Узбекистана, основали деревню в Долине роз, что возле города Судак. Назвали ее Асрет, что в переводе означает «печаль». Местная власть начала запугивать нас сносом наших домов. Этой ночью нас собираются выселять. Бога ради, помогите. Защитить нас больше некому.

После этих слов три писателя-фронтовика - Магсум Насибуллин, Махмут Хусаин, Габдулла Шарафутдинов - вскочили со своих мест, будто получив команду «В атаку!». К ним присоединился и я. На Махмуте Хусаине были и его ордена и медали. Переночевали мы в тот день в лагере крымских татар. Встретили людей, что собирались их гнать. Разумеется, непрошенные гости не ожидали такого поворота событий. Поначалу с нами разговаривали довольно сухо. Но, видимо, потом и до них дошло, что правда не на их стороне. В результате решили не торопить события и дождаться утра. На следующий день мы двинулись в Судак, где побеседовали с прибывшими из Киева представителями власти (разумеется, говорили с ними главным образом Магсум Насибуллин и Махмут Хусаин - прим. авт.). Главное, что деревню нам удалось отстоять. Это еще один пример того, как Магсум Назипович встал на сторону справедливости.

В 2004 году, когда я поехал в Крым на празднование Дней татарской национальной культуры, специально поинтересовался на месте ли деревня. Увидев добротные дома, окрепшие хозяйства, я искренне порадовался за ее жителей.

Начиная с девяностых годов прошлого века, когда начали праздновать Дни памяти, Магсум ага говаривал:

- Если подумать, день моего рождения совпадает с датой, когда Иван Грозный покорил Казань. Потому мне будет правильно молиться в этот день. В этот день также погиб Кул Шариф со своими учениками. Наверное, эти совпадения не случайны. Видимо, мне сам Бог велел отстаивать справедливость и бороться за права угнетенных.

Вот уже шесть лет, как Магсума Насибуллина нет среди нас. 15 октября ему исполнилось бы 90 лет. Свою жизнь Магсум Назипович посвятил служению обществу и защите его прав. Хоть его уже нет, но память об этом замечательном человеке и его светлый образ навсегда останутся в наших сердцах.

Фоат ГАЛИМУЛЛИН

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU