Общий стаж железнодорожников Назиповых, Батталовых из Кукмора составляет почти 3 века
2 августа железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник.
В связи с этим профессиональным праздником хочу рассказать о своей семье. Общий рабочий стаж железнодорожников Назиповых, Батталовых из Манзараса составляет почти 300 лет.
Стараниями владельцев валяной фабрики, промышленников братьев Комаровых через Кукмор пролегла железная дорога. Из окна поезда и сегодня можно заметить, что наша местность бугристая. Поэтому удивительно, как в те годы, когда и техники было мало, сумели выполнить такую масштабную работу, как строительство железной дороги. Ее наличие открыло для Кукмора широкие горизонты, способствовало развитию населенного пункта. Другим достоянием Кукмора являются его трудолюбивые, мастеровые жители. Сегодня приезжих гостей встречает современное, красивое здание нового вокзала, славу района ширят элеватор, крупные промышленные предприятия, передовые хозяйства.
Со строительством железной дороги у жителей деревень Сазтамак, Каенсар, Иштуган появилась возможность трудоустраиваться в Кукморе. Некоторые из них и вовсе остались жить в нашей местности.
У железнодорожников был свой магазин, из Казани приезжала вагон-лавка. Из ресторана пассажирских поездов, во время их стоянки на станции, можно было купить лимоны, колбасы, сливочное масло и другие продукты. И на самом вокзале работал буфет-столовая. Воду для ее нужд в бочке на лошади возили из манзарасского родника. На вокзале было всегда многолюдно. Многие отсюда уезжали работать на угольные шахты Донбасса, на Север. Ведь в те годы личный автомобиль был предметом роскоши и похвастать им мог не каждый. Поэтому оставшуюся часть пути до своей сельской местности люди преодолевали на лошадях.
В те годы в Кукморе не было ни газо, ни водопровода, ни телефонной линии. Зал вокзала освещала десятью керосиновыми лампами.
Мой дед Назип и дед мужа, Баттал, были братьями. Их отца звали Залялетдин. Сын деда Баттала Тухватулла 15 лет проработал на железной дороге составителем. Сын Тухватуллы, Хисматулла Батталов тоже 30 лет размещал вагоны.
Мои родители какое-то время трудились на Шпицбергене, а по возращении построили дом за Кукморским вокзалом. Отец, Ахмади Назипов, проработал составителем на железной дороге 15 лет. Поскольку он работал на нужной в тылу профессии, отца не мобилизовали. За самоотверженный труд в тылу в годы войны награжден многочисленными медалями. Отец, вооружившись маленьким керосиновыми фонариками с красным, желтым, зеленым цветом стекол сигналил паровозам, прицеплял к ним поезда. В 46 лет, осиротив шестерых детей, он ушел в мир иной, даже не застав электрификацию города. Дочь младшего брата моего отца, Газиза – Нурия Назипова, 35 лет проработала на железной дороге кассиром билетной кассы.
На этой должности я и сама проработала шесть лет. Мой супруг, Хурматулла Тухватуллин, 41 год работал на приемке вагонов. Наш сын, Ильшат, 31 год работает механиком по безопасности.
Мой брат, Рафик, проработал на железной дороге на приемке вагонов 12 лет, а мой младший брат, Мубин, 30 лет. Их обоих уже нет в живых. Сыновья Рафика, Рафис и Райнур, механики по безопасности. У Рафиса за плечами 39 лет стажа, у Райнура – 33 года. Сын Рафиса, Ильназ, вот уже 13 лет проверяет рельсы.
На каких бы участках железной дороги Кукмор-Вятские Поляны они ни работали, всегда исполняли свою работу на совесть, трудились в дружбе и согласии. Каждый награжден Почетными грамотами, Благодарственными письмами за подписью директора Горьковской железной дороги. Пусть земля будет пухом моим упомянутым в статье покойным родным. Остальным же желаю здравия, пусть их жизнь будет полной чашей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев