Трудовая слава
  • Рус Тат
  • Мудария Миннеханова из деревни Каенсар: Профессия железнодорожника - тяжелый труд

    Мудария апа проработала на железной дороге около сорока лет, старалась не подводить, вверенные обязанности выполняла со всей ответственностью, и руководство заметило ее старания, через четырнадцать лет назначили бригадиром.

    Реклама

    «Даже после выхода на заслуженный отдых мне еще долго снилась железная дорога. Будто мы только начинаем менять рельсы, и вдруг появляется поезд», - говорит посвятившая 37 лет своей жизни профессии железнодорожника Мудария Миннеханова из деревни Каенсар.
    У нее красивое и необычное имя - Мудария. Оказывается, ее родители ждали, что на свет появится мальчик, поэтому и имя было придумано заранее «Мударис». Но на свет появилась девочка, и Мударис превратился в Мударию.
    - Поскольку моя фамилия совпадает с фамилией главы республики, меня часто спрашивают, кем я ему прихожусь. Я в шутку отвечаю: «Дальней родственницей», - рассказывает она с улыбкой. Однако Мударие апе довелось получить из рук брата Президента Татарстана - главы Сабинского района Раиса Минниханова Благодарственное письмо и сфотографироваться с ним на память. Вот она показывает свои медали, грамоты, благодарственные письма. Их множество. Только преданный своему делу человек может добиться таких наград.
    Моя собеседница 1946 года рождения. Начальное образование получила в родной деревне, затем продолжила учебу в Байлянгарской школе, до которой добиралась пешком.
    - Бывали дни, когда в школу добирались на паровозе, ходили и пешком, - вспоминает годы юности Мудария апа. – «Дядя, посадите до второй казармы», - подбегали мы к составу и садились прямо на ходу. Тогда локомотивы топились углем, подняться в гору им не хватало мощности, на помощь приходили «толкачи». Бывали случаи, когда мы измазывались сажей, как черти, но не обращали на это внимания. А уже домой шли семь километров пешком. В старших классах я училась в Кукморской школе №1, но не доучилась, заболела мама, и мне пришлось бросить школу.
    В семье Мударии апы росли двое детей – брат с сестрой. А после смерти сестры матери, семья приютила и дочку родственницы. Сейчас брат живет в Волгоградской области, с ним общаются по телефону. К сожалению, сестра ушла в мир иной.
    Когда девушка вернулась в деревню, начала работать в колхозе «Маяк» на разных работах. В марте 1965 года несколько человек из колхоза были направлены на железную дорогу на расчистку снега и рытье канав. Среди них была и Мудария апа. Мастер заметил трудолюбивую работницу и взял ее к себе. Так, в 19 лет она примерила жилет железнодорожника. Уже трудясь здесь, девушка окончила 11 класс. В те времена колхозники работали за «трудодни», а работникам железной дороги выплачивали заработную плату, выдавали сено, дрова. «Вдоль железной дороги косили сено, ели ягоды», - говорит она с улыбкой. Повидала и немало трагедий: попавших в беду отвозили в больницы и морги.
    - Это был очень тяжелый труд, поэтому мне казалось, что долго я здесь не смогу. У коллег постарше я спрашивала, кто сколько лет работает. Кто говорил, что 10, кто-то 11-12. «У-у-у, мне столько не выдержать», - думала я тогда. Наш бригадир Терентий Иванов был очень трудолюбивым человеком, работал до седьмого пота и нас без дела не держал. Сначала мастером был Зиннур Гайнутдинов, а после него пришел Иван Николаев. Начальник дистанции Александр Безбожный также был требовательным не только к себе, но и к нам. Если надо, мог и поругать, а где надо и похвалить. Но зазря никогда не обижал, - вспоминала будни железнодорожников Мудария апа. – На железной дороге люди трудятся с самоотдачей, ведь жизнь здесь не замирает ни на минуту. Зимой, когда в мороз или буран уходили на работу, некоторые односельчане с жалостью провожали нас. В холод рельсы ломались, а в жару не вмещались. Их нужно было менять. Рельсы погружали в односторонний кран, на другом конце повисали сами. Были моменты, когда нас отбрасывало в сторону, до сих пор удивляюсь, как мы не травмировались. В дождливые осенние дни, в слякоть с рук соскальзывали инструменты. И по сей день, проходя мимо железной дороги, жалею путейцев.
    Время бежит незаметно. Мудария апа проработала на железной дороге около сорока лет. Старалась не подводить, вверенные обязанности выполняла со всей ответственностью, и руководство заметило ее старания, через четырнадцать лет назначили бригадиром. Исполняла обязанности председателя профсоюзного комитета.
    - Мы трудились в 41-й бригаде 11-ой околотки Казанской дистанции. В то время в одной бригаде было 12 человек, сейчас на одной околотке осталось столько. Обслуживали девять километров пути. На своем участке мы проверяли рельсы, измеряли шпалы, устраняли неровности, словом, поездам всегда должен был быть «зеленый свет». Рельсы всегда меняли в определенное время, согласно плану. А чтобы состав мог остановиться при возникновении чрезвычайной ситуации, сигнальщики на расстоянии одного километра в шахматном порядке устанавливали три взрывателя. Только некоторые машинисты относились легкомысленно и со словами «воевать, так воевать» останавливались лишь после того, как взрывались все три. Когда переехали на станцию, держали девять стрелок. С диспетчерами приходилось общаться на русском. Я в шутку говорила: «Поправьте слова сами, нам, татарам, 50-процентная скидка». Оказывается, жизнь всему учит, - улыбается моя собеседница. – Сначала в бригаде работали только женщины, потом стали приходить вернувшиеся из армии молодые парни, с ними стало легче работать. С Рабигой Акбаровой, Каусарией Сабирзяновой, Магсумой Минемуллиной, Минеямал Алексеевой, Минсылу Ахметзяновой, Наилей Акбаровой, Александрой Терентьевой работали плечом к плечу.
    Несмотря на возраст Мудария апа ведет активный образ жизни: участвует в проводимых в поселении, районе мероприятиях, окончила медресе, избрали ее и депутатом сельского совета, председателем местного совета ветеранов. Хоть и прошло немало времени с тех пор, как она вышла на заслуженный отдых, но мозоли на ее натруженных руках до сих пор напоминают о тяжелом труде. «Я не жалуюсь, свою работу любила, даже уходя в отпуск, думала, как же они справятся без меня», - говорит она.
    У героини моей публикации трое детей: сын и две дочери. На сегодняшний день она окружена заботой и вниманием дочери Зульфии и внуков. Сын Эдуард и внук Динар пошли по стопам Мударии апы, работают на строительстве мостов на железной дороге, дочь Рафида также замужем за железнодорожником.

    Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

     

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: