Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Тема дня

В Кукморском районе появилась единственная приемная семья, которая взяла под опеку бабушку

Недавно в гостях у супругов Гордеевых побывали и мы, узнали подробности этой истории.

Небольшая деревня Старая Уча расположена вдалеке от городских пыльных дорог, поэтому мне показалось, что здесь под ногами снег хрустел особенно звонко. Этому населенному пункту около 300 лет, в 58 домах проживают 213 человек. На всех них — два продуктовых магазина, сельский клуб, школа и библиотека.

По словам сельчан, десятки домов пустуют, во многих живут только представители старшего поколения, молодежь же, хоть и прописана в деревне, но живет и работает в городах.

Добротный дом семьи Гордеевых стоит в самом начале улицы. На пороге встречает хозяйка Римма, в комнате ждет сама бабушка. Правда, героиню моей публикации и бабушкой то сложно назвать, несмотря на почтенный возраст - 83 года, она не утратила своей моложавости, да и на память не жалуется. На вид она напоминает сказочницу из детских фильмов, которая открывала ставни и начинала напевным голосом рассказывать историю. Правда, вот сюжет ее жизни переплюнет любые сказки.

- Ну, что мне вам сказать? – так начинает наш разговор моя пожилая собеседница, тут же натруженными руками принимается вытирать слезы.

В комнате воцаряется неловкое молчание. Честно говоря, и мне было непросто от того, что вновь заставляю переживать те непростые времена. Но нить беседы подхватывает Римма Гордеева: «Ты с самого начала начни, где родилась, как замуж вышла, как в Казахстане жила…» - просит она, и беседа наша происходит оживленнее.

- Родилась я в 1936 году в деревне Ахтиял Елабужского района. Детство и юность прошли здесь же. Нас в семье было девять детей, четверо умерли в младенчестве. Вышла замуж за парня по имени Мударис из соседней деревни Сарсаз. Он же с моего согласия увез меня в Казахстан. Таких приехавших со всех концов страны было немало, но со всеми жили и работали дружно. Меня по-свойски называли Машей. Хотя по паспорту я Амина. Но, оказывается, Минзиан меня нарекла моя бабушка, потому что на глазу у меня была родинка («мин» – по-татарски «родинка» - прим.авт). Здесь я трудилась в животноводстве телятницей, он - на разных работах. Человеком мой супруг был хорошим, отзывчивым, добрым. За свою работу его наградили орденом. Трудолюбивым был, что даже не хотели отпускать. Слова дурного не скажет, в руках любая работа спорилась. Прожили вместе больше сорока лет. Только вот не дал нам Бог детей. Так прожили на чужбине 10 лет и семь месяцев, - вспоминает годы молодости Минзиан апа. – В 1973 году вернулись в Можгу. Устроились на авторемзавод. Сначала жили у родных, а затем обзавелись собственным домом. А в возрасте 66 лет Мудариса не стало, осталась я одна.

История одной старости

Вскоре Минзиан апа вновь решила попытать счастье и вышла замуж во второй раз. Она связала свою судьбу с мужчиной по имени Фаиз, с которым были знакомы еще в юности. По ее словам, и он в этой жизни хлебнул горя с полна: похоронил свою супругу, умерла дочь, воспитывал внучку.

- Как-то мы случайно увиделись на Сабантуе. Он попросил адрес. Потом уже написал письмо. Но, оказывается, указал неправильно улицу, поэтому послание до меня не дошло. В те годы телефоны не у всех были в доме, поэтому на переговоры приглашали в почтовое отделение, там стояли кабинки с телефоном. Однажды пригласили и меня. На том конце провода услышала мужской голос, не сразу узнала. Это был Фаиз. Тогда-то он мне и предложил связать наши судьбы. Сказал, что, если я согласна, то он приедет на днях и увезет меня к себе в Башкортостан. Правда, приехал он спустя неделю. Можно сказать, мы сошлись через пятьдесят лет, - рассказывает Минзиан апа.

В городе Нефтекамске супруги прожили 10 лет и пять месяцев. Потом Фаиза абыя не стало. Ему было 80 лет. Понятно, что пожилая женщина стала ненужной. Кто захочет заботиться о чужом человеке на старости лет?! Поэтому сын супруга отвез ее обратно в Можгу. Здесь рядом с племянницами, которые временно проживали в доме своей тети, она понадеялась прожить осень жизни. Но пожилая родственница в их планы не входила.

- Я жила в Башкирии по временной прописке, а прописана была в Можге. И за пенсией раз в несколько месяцев я приезжала сюда. В доме оставались жить моя племянница, также оставляла и автомобиль «Запорожец», деньгами помогала. Когда дедушка заболел, то месяцев пять не смогла приехать, - вспоминает она. – А тут меня лишили части пенсии, доплаты за звание «Ветерана труда», оформили без моего ведома дарственную. А, когда я приехала в свой дом, они просто разводили руками, мол, апа, место у нас нет, где ты будешь спать?

У нас ведь принято, что родственники стареют рядом с нами. За пожилыми ухаживают, заботятся, а затем провожают в последний путь. Но почему на старости лет Минзиан апа стала ненужной своим племянницам, сказать сложно. Сама она считает, что родственницы просто не захотели делить с ней ее же квадратные метры.

Три месяца бабушка ютилась у своей сестры. Жили плохо, последняя каждым своим видом давала знать, что пришлась не ко двору.

- Почему же Вы не рассказали о своем непростом положении кому-нибудь из других родственников? – говорю я.

- Эх, дочка, а кому нужны чужие проблемы, - коротко отвечает бабушка. А затем продолжает:

- 26 декабря сестра подошла ко мне и просила одеться, сказала, что сходим в лес за елкой. Посадка находилась позади нашего дома. Я, ничего не подозревая, взяла с собой и деньги. Хотела после прогулки зайти еще и в магазин за продуктами, - со слезами вспоминает тот день она.
Дальше от рассказанного бабушкой в жилах хладеет кровь.

«Упекли» бабушку

Оказывается, во дворе ее поджидали карета «Скорой помощи» и сотрудники полиции. Люди в белых халатах скрутили и затолкали ее в машину. На крики о помощи родственница и глазом не моргнула. Так Минзиан апа оказалась в психоневрологическом диспансере недалеко от Можги.

Обычно помещение пожилого родственника определяют словом «сдали», а тут получается силой «упекли». Пережитое женщиной в казенных стенах не описать словами, до сих пор она те дни вспоминает с содроганием:

- Привезли меня, отобрали деньги, золотые сережки, часы. В палате было много народу. У каждого своя судьба, своя история. При помощи препаратов пытались воздействовать на разум. Бывало, принесут несколько лекарств, а я не пью. Но больные из палаты меня «сдали» врачу. После этого я начала принимать лекарства под их присмотром, таблетки заменили на уколы, - рассказывает она про те дни.

- Убежать не пробовали? – спросила я у нее.

- Да куда там?! Это ведь серьезное учреждение, все под особым контролем, практически вся территория находится за забором и обмотана колючей проволокой, - говорит она.

До этого пожилая женщина ни разу не жаловалась на здоровье, разве что давление подскочит, спина поноет. А тут повезли в больницу для душевно больных… Как долго бы она ютилась в казенных стенах, неизвестно. Но как-то в больнице попросила у одной женщины позвонить телефон. Кем она была, наша героиня не знает. Лишь предполагает, что, возможно, она кого-то пришла навестить. Тогда Минзиан набрала городской номер соседки и вкратце рассказала, что с ней произошло.

Хотя до ее звонка соседи успели заметить, что Минзиан вот уже несколько дней не видно, стали расспрашивать у племянниц. Те лишь отвечали, что тетя пока в больнице. После звонка пациентки сердобольные соседки подняли «шум», привлекли общественность, оказывается, даже хотели обращаться в одну из передач на российском телевидении.

Неизвестно, как и чем бы закончилась вся эта трагическая история, если бы не случай.

Чужих стариков не бывает

Появление у супругов Риммы и Дмитрия Гордеевых, проживающих в деревне Старая Уча, нового члена семьи не случайно. Около пяти лет Римма апа ухаживала за больной сестрой своего мужа.

- Когда ее не стало, очень тосковала, жили-то мы дружно, – говорит женщина. - Неожиданный выход подсказала родственница со стороны мужа дочери Оли, когда были в гостях в Можгинском районе. Она рассказала, что в диспансере, где она работает, лежит бабушка, которую близкие «упекли», потому что та стала им не нужна. Уже через несколько дней супруги Гордеевы приехали в лечебное учреждение за бабушкой.

- Пришли, объяснили, что мы приехали за Минзиан апой. Нас спросили, кем мы ей приходимся, мы ответили, что дальними родственниками и забрали ее домой. Дома показали гостье подготовленную для нее комнату, съездили в магазин, купили кое-что из одежды, необходимых вещей. Нам позвонили и ее родственники из Можги, видимо, хотели узнать в чью семью ее взяли, но наш разговор был недолгим. Уже позднее нам с ними все же пришлось свидеться, мы приехали в ее дом за вещами, - говорит 53-летняя Римма апа. – Вещи ее нам выдали под расписку в присутствии участкового. Такого я еще, конечно, не видела в своей жизни.

Сама же Минзиан апа очень благодарна семье Гордеевых за опеку и доброту. По ее словам, здесь ее приняли как родную, заботятся, не жалеют для нее своего внимания. О прошлом старается не думать, лишь скучает по своим подругам, часто созванивается. Когда я спросила, расспрашивает ли она хоть иногда о том, как поживают ее племянницы, она лишь отрицательно покачала головой.

- Возможно, у Вас есть, что им сказать? – поинтересовалась я у нее напоследок.

- Бог есть, он все видит, и придет время, и все расставит по местам, - коротко ответила бабушка.

Эта встреча оставила на душе горький осадок, но с другой стороны, была рада, что не перевелись еще у нас люди с добрым сердцем. Эта история долго не «отпускала» меня. В голове было множество вопросов, на которые ответов не было. И почему же престарелые родные становятся ненужными своим близким? Ведь придет время, и старость постучится в двери каждого из нас. И каждый может оказаться в таком положении. Таких, как Минзиан апа, немало. А, если подумать, им так мало нужно для счастья — всего лишь доброе слово, забота и капельку внимания.

 

На фото: Римма Гордеева (слева) и Минзиан апа / фото: Алсу Гатауллина/ «Трудовая слава»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU