Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
Последние новости

С любовью о школе: к 150-летию Кукморской средней школы №2

Из воспоминаний организатора внеклассной и внешкольной работы Борисовой Нины Кузьминичны

Начало можно почитать ЗДЕСЬ

1969-1989 годы
 

В Кукморской средней школе №2 в 1970-1980-е годы сложился богатый опыт обучения лидеров (актива). Этот опыт обобщен коллегией Министерства Просвещения РСФСР, областным комитетом комсомола, материал этот представлен в музее школы.  

Ежегодно учащиеся вместе с  организаторами  внеклассной  и внешкольной работы, старшей пионервожатой ездили в лагеря актива республики, где  знакомились с теорией и практикой работы с пионерами и комсомольцами, активно участвовали в общественно значимых делах лагеря, а потом знания, полученные в лагере, передавали своим товарищам в школе и районе.      

В школе была интересная внеклассная работа. Все дети имели общественное поручение, участвовали в проведении мероприятий, в игре «Зарница» (команда школы ежегодно побеждала в районной игре «Зарница» и была участницей республиканской игры). Дружина школы ежегодно называлась правофланговой, ежемесячно собирали учащиеся макулатуру (до 3 тонн в месяц, 36 тонн в год). На деньги, полученные за макулатуру, была куплена форма для команды зарничников (3 формы: парадная, рабочая и спортивная), форма для хоккейной команды и атрибутика для пионерских отрядов: каждый отряд (их было 15) имел свой флаг, свой горн и барабан.

Много знаний, умений и навыков давали лагеря «Артек» и «Орленок», в которых отдохнули лучшие активисты школы. Надо сказать, что путевки в эти лагеря вручались после обсуждения на совете дружины и комитете комсомола. Приезжавшие из  «Артека» и «Орленка» ребята   внедряли  в школу методы работы, используемые в этих лагерях. 

Пионерский и комсомольский  актив был на таком уровне, что мог обучать не только учащихся своей школы, но и учащихся сельских школ.   Побывали в Большесардекской, в Поч-Сутерской, Маскаринской, Псякской, Ядыгерьской школах. Занятия имели теоретический и практический характер. С детьми говорили о том, как стать лидером, как вести за собой. Такие занятия были полезны и тем, кто их проводил, и тем, кто участвовал в них. А дружба между школами и школьниками становилась крепче.

А в школе? В школе жизнь, возглавляемая комитетом комсомола, советом дружины. В понедельник планерка. В распоряжении ребят 10 минут, за это время все узнают, какие дела предстоят в течение недели.   Все настолько серьезно, что когда ребят спросили, кто придумал такую форму проведения «Зарницы», то они в один голос ответили, что они сами (дети). Конечно, дети работали под руководством взрослых. Но работа была так поставлена, что дети не чувствовали давления взрослых. Они действовали вместе, в ногу со взрослыми. Это было сотрудничество.

Какие же дела сплачивали учителей и учащихся? Конечно же, общественно значимые дела. Например, посадка деревьев на горе, школьный туристический слет, лыжные походы в Камышлинский лес всей школой, тимуровские дела (ребята шефствовали над детскими садами, над всеми нуждающимися в помощи ветеранами, над детской и центральной библиотекой, над всеми имеющимися в поселке памятниками истории), благотворительные концерты на предприятиях поселка, праздники и, конечно, игры «Зарница» и «Орленок».

Очень нравилось детям участвовать в неделе театра. Это было в ноябре и проводились ежегодно.  А в январе проводилась гайдаровская неделя, и посвящалась она книге. Это десанты в библиотеку, где не оставалось ни одной порванной книги, разговоры – беседы о Гайдаре,   конференции по его книгам, инсценирование произведений известного писателя.

Об одном празднике особо – приеме в пионеры. К этому празднику готовились и взрослые – работники шефствующей над нами швейной фабрики №6, так как прием проходил в цехах этой фабрики. Этот акт происходил очень торжественно: останавливали конвейер, рабочие выстраивались перед будущими пионерами, знаменная группа, торжественное обещание, повязывание галстуков (рабочие повязывают), вручение подарков, слова приветствия (часто и директора фабрики), а затем экскурсия по фабрике, первое знакомство с производством. А потом возложение цветов и поход в кино (а кино или об истории пионерского галстука, или о пионерах-героях). С такого праздника ребята возвращались сияющие, радостные, с алыми галстуками на груди.
 
В республике был конкурс по сдаче лекарственного сырья, и школа  в течение нескольких лет занимала 1 место. Награждали денежной премией, а лучшие сборщики получали путевки в лагерь «Орленок». Так, в этом лагере побывали Лена Курбатова и Гульнара Шайхутдинова.  Для этой работы были созданы определенные условия. Заинтересована в этом была заведующая  аптекой Курочкина В.Д., которая в апреле-мае учила всех ребят собирать, сушить травы, а летом вывозила их в лагерь около деревни Плаксиха, где дети не только собирали травы, но и зарабатывали себе  на жизнь работой в колхозе (пропалывали овощи).    
 
Да, в школе дети проводили много времени. Но было время и учиться.   Особо следил педагогический коллектив за успехами детей-активистов.   Все, кто хорошо успевал в школе, поступали в вуз и получали высшее образование.

Вот как сложилась жизнь секретарей комсомольских организаций школы:

Ошурков Андрей Тихонович – окончил Ленинградский политехнический институт, представитель Президента РФ в Северо-западном федеральном округе.

Зиганшин Айрат Василович – окончил Набережночелнинский политехнический институт, начальник Управления федеральной миграционной службы Республики Татарстан в  городе Кукмор.

Миниатуллина Асия Ренатовна – окончила химический факультет КГУ, учительница химии, город Москва.

Григорьева Светлана Владимировна – окончила факультет иностранного языка Казанского пединститута, заместитель директора по воспитательной работе  в Манзарасской  средней школе Кукморского района.

Ибрагимов Радик Амирович – окончил экономический факультет МГУ, город Москва, служащий банка.

Оглядываясь в прошлое, можно сделать вывод о том, что дело школы поистине было коллективное, так как совершалось взрослыми и детьми как общая забота; дело школы было творческое, так как выявлялись новые возможности детей и взрослых.

Гульфия ГАБИДУЛЛИНА,
заместитель директора
многопрофильного лицея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев