Мамина школа
Я родилась младшим, седьмым по счету, ребенком в семье. Тогда маме было 40 лет, отцу - 42. Родители всю жизнь проработали в колхозе. Отец работал кузнецом, а мама трудилась на разных работах в колхозе. Они оба были очень трудолюбивыми. Отец ремонтировал поломанные швейные машинки, настенные часы, латал посуду и ведра....
Я родилась младшим, седьмым по счету, ребенком в семье. Тогда маме было 40 лет, отцу - 42. Родители всю жизнь проработали в колхозе. Отец работал кузнецом, а мама трудилась на разных работах в колхозе. Они оба были очень трудолюбивыми. Отец ремонтировал поломанные швейные машинки, настенные часы, латал посуду и ведра. Эту работу он выполнял совершенно бесплатно. Также он занимался садоводством. Мама, Бибихасифа, хоть и воспитывала семерых детей, находила время на рукоделие, молодым девушкам она шила приданое, красиво вышивала. И нам, своим детям, шила всю одежду. Она никогда не жаловалась ни на что. Наши надворные постройки были всегда исправны, везде был порядок. Вот в такой семье я выросла. Родители во всем были для нас примером. И нам они прививали трудолюбие с малых лет.
За воспитание детей отвечала мама. Я не помню, чтобы она нас ругала или же наказывала. Но мы всегда ее слушались. Мама следила за нашей учебой в школе. На родительские собрания ходила сама и возвращалась домой, довольная нашими успехами. Мы и на игры находили время. По возвращении домой из школы сначала выполняли домашнюю работу, а после выходили играть на улицу. Катались на лыжах, санках. А когда речка замерзала, вместе с мальчишками и девчонками играли в хоккей. Мы падали, разбивали коленки, наша одежда леденела. И в таком виде каждый день мы возвращались домой. Мама никогда нас не ругала за это. Она убирала нашу одежду на печку, к утру можно было уже ее надевать. Мама была образованной, она умела читать и писать по-арабски, активно использовала в разговорной речи пословицы. Она всегда учила нас довольствоваться тем, что есть, не гнаться за богатством. Мама никогда не сплетничала, плохого о людях не говорила. И нас учила тому же.
Отец наш тоже был правильным человеком, образцовым семьянином. Один случай, связанный с ним, на всю жизнь остался в моей памяти. После работы он всегда возвращался весь черный, грязный. Мыла дома никогда не было. И каждый раз отец сердился на это. А по соседству с нами проживал директор со своей семьей, у них всегда возле умывальника лежало мыло. Однажды, заглянув в гости к их дочери Венере, я без спроса взяла обмылок. Когда дала его маме, она меня пристыдила и велела вернуть обратно. Что я и сделала. Это послужило мне уроком на всю жизнь. С тех пор я чужого никогда не брала.
Мама занималась и нашим нравственным воспитанием. Она учила нас отличать хорошее от плохого. Когда мы возвращались из клуба или вечерних посиделок, дверь всегда была заперта изнутри. Мама открывала нам ее и сразу смотрела на часы. Если было позднее одиннадцати, то нам попадало от нее. Мы ей никогда не перечили и всегда смиренно выслушивали нравоучения. Чтобы она нас не ругала, мы старались возвращаться вовремя. Мы всегда были благовоспитанными, поэтому родителям не приходилось за нас краснеть.
Вот уже много лет наших родителей нет с нами. С возрастом я все чаще вспоминаю о них и не перестаю ими восхищаться. Мамина школа жизни сослужила мне добрую службу. Пусть земля им будет пухом.
Сайма ХАЕВА, Каркаусь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев