Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Последние новости

Фарит Валиев: «История – увлекательный мир, который затягивает, как болото»

Фарит Валиев очень разносторонний и любознательный человек. По образованию он ветеринарный врач, юрист. Но свое призвание он нашел в совсем другом роде деятельности - в изучении истории Кукморского района.

«История – увлекательный мир, который затягивает, как болото. Но, если из последнего хочется выбраться, то в удивительный мир прошлого добровольно погружаешься с головой», - говорит воин-интернационалист, историковед Фарит Валиев, который вносит достойный вклад в изучение истории нашего района.

В целом Фарит Валиев очень разносторонний и любознательный человек. По образованию он ветеринарный врач, юрист. Но свое призвание он нашел в совсем другом роде деятельности.

Фарит абый родился в деревне Туембаш в многодетной семье пятым, самым младшим ребенком. Его мама работала учительницей начальных классов. И в 6 лет маленький Фарит увязался за ней в школу и ходил так целых полгода. Но, когда мальчика постарались отправить домой, он расстроился до слез. И взрослым ничего не оставалось, как разрешить ему и дальше учиться. Окончив школу-восьмилетку в родной деревне, продолжил обучение в Маскаринской средней школе. Фарит абый и сейчас тепло вспоминает годы, проведенные в интернате этой школы.

«Эх, в свои нынешние годы я бы не вылезал из интерната, а в юношестве домой хотелось, втихаря убегали на автобус», - с улыбкой отметил Фарит Валиев.

Молодой парень хотел поступать на исторический факультет университета, но у него не приняли документы из-за слишком юного возраста. Поэтому Фарит абый подался в Можгинский ветеринарный техникум. В годы обучения отслужил в армии. За год до мобилизации к ним в техникум приехали армейские представители и сообщили Фариту абыю, что службу он будет проходить в Забайкалье в пограничных войсках.

«Меня определили на пограничную заставу Приаргунского района. Как прибыл, назначили комсоргом. Восемь часов мы проводили за охраной границы, а потом брались за комсомольскую работу: изучали труды Ленина, выпускали стенгазеты, писали протоколы собраний. Если подумать, то была ответственная работа, - рассказывает мой собеседник. – Через год разошлись слухи, что солдат из заставы направят в Афганистан. Все мы написали прошение об отправке на афганскую землю. Но набрали лишь ребят из мотоманевренной группы. Посчитав, что в числе афганцев должны быть и партийные, зачислили и меня. Никого не принуждали, наоборот, много раз спрашивали, едем ли мы в Афганистан добровольно. Были и те, кто пересмотрел свое решение и остался».

Вот так их под марш «Прощание славянки» торжественно, с цветами проводили на войну. На поезде они доехали до Читы, а после два дня ожидали на военном аэродроме прилета самолета.

«На тот момент нам дали полную свободу действий: мы спали, сколько хотели, ели, когда хотели, смотрели кино», - вспоминает воин-интернационалист.

А спустя два дня солдаты вылетели в город Термез Узбекистана. Оттуда на эшелонах их вывезли в Туркменистан, где они месяц проходили учения. После которых колонной выдвинулись в Карези-Ильяс Гератской провинции Афганистана. Там полгода охраняли границу с Ираном.

«Сказать по правде, это и границей то назвать было сложно. Ее роль выполняла маленькая речушка, которая и разделяла две территории. Местное население тесно взаимодействовало с иранцами: молодежь нанималась к ним на работу, создавались семьи, - продолжил свой рассказ ветеран. – Меня назначили пулеметчиком-гранатометчиком. В первый же день попали в перестрелку. Еще даже ни окопы, ни траншеи вырыть не успели. Внезапно посыпались и стали взрываться снаряды. Понятно, что в такой ситуации в своей жизни мы оказывались впервые, потому укрылись под БТРами. Обстрел закончился лишь под утро. На следующий день разбили базы и подготовились держать оборону, но новых нападений не последовало».

Солдатам довелось часто участвовать в боевых операциях: они делали засаду на переправлявших из-за границы оружие, ходили на ликвидацию вражеских военных баз.

«Кругом сплошные горы, нам казалось, что мы попали в средневековье: нет ни электричества, ни дорог, дома глиняные, у более зажиточных граждан входные двери крашеные. На пол в жилищах настелена рогожа: на ней спят, едят, пищу готовят в железных печах. Работы нет, весной в своих маленьких огородах сажают овощи. Также приходилось видеть, как жители вручную сеют зерно. Но не помню, чтобы убирали урожай. В каждом поселении там свой глава. Он консолидирует находящееся на его территории вооруженное население, выплачивает ему заработную плату. За счет этого семьи и живут. Между двумя бандами случаются стычки из-за территории. Часто приходилось слышать их перестрелки, - рассказывает Фарит абый. – Мы общались с солдатами собственно Афганистана – сарбозами, проводили совместные операции, неподалеку от нас располагалась их пограничная комендатура. Также с нами в засаду ходили ополченцы из числа местного населения, они забирали с собой в больших мешках всю продукцию, которую находили на вражеских базах».

А советские солдаты дефицита провизии не испытывали. Они были в достатке обеспечены тушенкой, маслом, сгущенкой, сухарями. На операции продукты вывозились на БТРах.

Фарит абый покинул Афганистан в апреле 1985 года. Им на смену прибыли солдаты Тихоокеанской границы. В их числе среди трех татарстанцев был и Рафиль Валиев из Большого Сардека. К сожалению, одному из них не довелось вернуться в родные края, он сложил свою голову на афганской земле.

Эта война не состояла из активных боевых действий, противодействующие стороны, можно сказать, даже не видели друг друга. Поэтому солдаты главным образом гибли и получали ранения не во время перестрелок, а подорвавшись на минах, рассказывает ветеран.
Фарит Валиев и сегодня поддерживает связь с сослуживцами, видеться с ними три-четыре раза в год.

«Каждый раз собираемся в Усть-Люге. Это очень живописное место, где можно хорошо отдохнуть. Также общаемся по интернету, телефону. Ведь солдатская дружба – на всю жизнь», - говорит афганец.

После армии Фарит абый продолжил учебу в Можге. Получив специальность, два года проработал на овцеводческой ферме в родной деревне. В скором времени женился на девушке по имени Ильхамия из деревни Кошкино. В счастливом браке у них родилось двое детей. В настоящее время супруга Фарита абыя преподает в Кукморском медресе основы Ислама. А вот трудовой путь самого героя нашей публикации этим не ограничивается. Получив высшее юридическое образование, он устроился на работу в отдел внутренних дел района. И 10 лет своей жизни посвятил борьбе с экономическими преступлениями. А после уехал в поисках лучшей доли на Север, 10 лет проработал монтажником на Ямале, в Сургуте. Но, когда состарились его родители, вернулся в родные края.

«Я еще со времен своей работы на Севере интересуюсь историей Кукморского медеплавильного завода. Поэтому по дороге домой каждый раз заезжал в архив в Свердловске и дней 7-10 изучал там документы. Так собрал много материала. С ним за поддержкой обратился к директору Кукморского завода Металлопосуды Азату Загидуллину. Найдя в нем поддержку, воодушевился еще больше. Таким образом, в 2013 году тиражом три тысячи экземпляров вышла в свет «История Кукмора. Медные заводы». Вот почему считаю, что именно Азат Ясавиевич приобщил меня к историковедению. Ведь, если бы он не поддержал меня в свое время, я бы за такую работу больше не взялся. Позднее появился интерес к истории валяной фабрики, деревень, - поделился мой собеседник».

В настоящее время он тесно взаимодействует с архивами Москвы, Казани, Уфы, Кирова, Екатеринбурга. По его словам, и интернет в этой работе открывает широкие возможности. Нынче вместе с Зиатдином хазратом Назмутдиновым из деревни Старый Пинигерь планирует поехать в архив Санкт-Петербурга.

«С Зиатдином хазратом мы тесно работаем. И я не даю ему расслабиться, так как в наших краях он единственный специалист по старой письменной графике, - отметил историк. – В настоящее время он занят серьезной работой по изучению истории деревни Старый Пинигерь. Этот большой научный труд будет состоять из нескольких томов. Также вместе с ним начали изучать историю мечетей Кукморского района. Большой вклад в краеведческую работу вносят имамы – Рамиль Садыков из Кошкино, Рамиль Харрасов из Уразаево, Айрат Шафигуллин из Туембаша. На следующей неделе будет отдана на печать история деревни Кошкино, потом завершим работу над книгой о деревне Адаево, следующая на очереди – труд о деревне Пчеловод».

Хочется пожелать Фариту Валиеву успехов в этой нелегкой, кропотливой и очень трудоемкой работе. Ведь мы сохраняем историю для будущих поколений.

фото: Ризиля Курбанова/ «Трудовая слава»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU