Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь района

Жительница деревни Старая Юмья Кукморского района обиду на судьбу не держит

Назарова Елизавета Прокофьевна родилась в 1929 году в деревне Старая Юмья Кукморского района. Семья была большая - четверо детей. Получить образование ей не удалось, она окончила только 4 класса. В 1938 году ее отца, Прокофия Леонтьевича, отправляют на заработки в Финляндию. С собой он забирает детей и жену. С началом...

Назарова Елизавета Прокофьевна родилась в 1929 году в деревне Старая Юмья Кукморского района. Семья была большая - четверо детей. Получить образование ей не удалось, она окончила только 4 класса.
В 1938 году ее отца, Прокофия Леонтьевича, отправляют на заработки в Финляндию. С собой он забирает детей и жену. С началом Великой Отечественной войны главу семейства с первых же дней забирают на фронт. Лизиной матери, Туктабей апе, очень было тяжело с четырьмя детьми. Она трудилась не покладая рук, чтобы прокормить семью. Был страшный голод. В стране не хватало еды, лекарств, люди падали в голодные обмороки. Наши солдаты иногда давали свои пайки, жалея исхудавших детей, хотя и сами голодали. Полуголодному, полуживому народу приходилось работать на фабриках, наблюдать, как умирали знакомые и близкие, стоять в длинных очередях за куском хлеба и видеть просящие глаза детей.
Лиза помнит, как они жили в окружении, помнит, как бегали от пуль. В один зимний день 1942 года Лиза со своими братьями и сестренкой играли на улице возле дома. Вдруг прямо возле них взорвалась бомба. Шестилетний Николай погиб на глазах сестры. Через месяц скончался второй брат, он умер от голода.
В том же году наши войска освободили Финляндию из окружения. Было столько слез радости, что весь этот ужас наконец-то закончился. Окруженцев посадили в служебный эшелон и отправили на Родину. Страшно было смотреть на этих людей, они были голодные, худые и больные. Взрослые терпели, не ели 3-4 дня, отдавали последние крошки своим детям.
Прямо на ее руках в вагоне от голода умерла мать Лизы - Туктабей апа. Она не помнит в каком городе они остановились, когда взрослые унесли тело матери и похоронили в общей могиле.

По морщинистому лицу Елизаветы Прокофьевны потекли слезы. От ее рассказа, мое сердце разрывалось от жалости. В таком юном возрасте пережить столько горя, столько мучений! Четырнадцатилетняя девочка осталась со своей сестренкой Катей. Так как они остались сиротами, их распределили в детский дом. Это был Вохомский детский дом в Вологодской области. Трехлетняя Катя попала в дошкольную группу, а Лиза - в школьную. Детей здесь было слишком много, и сестры потеряли друг друга. Маленькая Катя пропала без вести. Наверное, надо быть очень мужественной и сильной, чтобы пережить весь этот ужас.
В 1943 году в детский дом приехало ФЗО (фабрично-заводское обучение) обучать молодых девчонок прясть и шить. После окончания этих курсов Лиза работала в Реутовской прядильной фабрике, жила в общежитии.
В 1945 году, в начале мая, Лиза со своими подругами сидела в комнате общежития, когда зашла воспитательница и радостно прокричала: «Девчонки, война кончилась!».

- Услышав такую радостную весть, мы сначала не смогли вымолвить ни слова. Потом начали прыгать, кричать. Мы пели, плясали и плакали от радости, - рассказывала Елизавета Прокофьевна.
Через несколько месяцев к Лизе приехал отец. Он долго искал ее. Прокофий Леонтьевич обнял свою дочь, единственную оставшуюся в живых, и расплакался. Молодой девушке тяжело было расставаться со своими подругами, они же в самые трудные дни были рядом. Девчонки плакали, завидовали, что у нее есть отец и что она уезжает.
Приехав в деревню Старая Юмья, стали жить в своем доме. Отец стал работать в колхозе, но по семейным обстоятельствам они вынуждены были уехать из этой деревни. Продали дом и переехали жить в деревню Красный Цветок. Отец женился, появились братья, сестры. Лиза устроилась работать в поселок Кукмор на швейную фабрику. В выходные приезжала в деревню со сладостями, чтобы порадовать братьев, сестер. Их она очень любила и ухаживала за ними. «Выходи замуж, устраивай свою судьбу», - не раз повторял отец. «Но мне никто не нравится, как без любви я жить то буду», - отшучивалась на это девушка. Молодые красивые парни ухаживали за ней, но ни одному из них она не подарила свое сердце. «Загордилась девчонка и осталась одна», - с грустью вздыхает сейчас 86-летняя женщина.

Но Елизавета Прокофьевна на жизнь не жалуется. Она не выглядит на свои годы. Держит в своем хозяйстве овец, кур. Даже сама пасет овец. Я была удивлена, застав бабушку Лизу читающей газету «Трудовую Славу» без очков. За ней ухаживает племянница Ира, у которой родители рано умерли. Елизавета Прокофьевна была ей вместо матери. «Я обиду на свою судьбу не держу, время такое было, не мне одной трудно приходилось», - закончила свой рассказ моя собеседница.
Жаль что ветеранов, тыловиков остается всё меньше и меньше. К сожалению, скоро уйдут из жизни настоящие герои.
Мы клубные работники, библиотекари, по праздникам выезжаем с концертной программой в деревню Красный Цветок. Бабушка Лиза с радостью смотрит наши выступления. Она и сама и петь, и плясать мастерица. Поздравляем ее с прекрасным осенним праздником - Днем пожилых. Хочется, чтобы эта милая женщина оставалась на долгие годы такой же жизнерадостной и боевой.

Айна ПАВЛОВА, библиотекарь Балдыкнинской сельской библиотеки, фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU