Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Жизнь района

В Кукморском районе есть поселок из 12 домов (фото)

Не только Кукмор, но и некоторые деревни нашего района в официальных документах называются поселками. Один из них - Верхний Китяк, входящий в Сардекбашское сельское поселение. Хотя здесь насчитывается всего 12 домов, он зарегистрирован как поселок. На сегодняшний день в деревне, называемой в народе Чэти, проживает 25 человек. Здесь нет магазина,...

Не только Кукмор, но и некоторые деревни нашего района в официальных документах называются поселками. Один из них - Верхний Китяк, входящий в Сардекбашское сельское поселение. Хотя здесь насчитывается всего 12 домов, он зарегистрирован как поселок. На сегодняшний день в деревне, называемой в народе Чэти, проживает 25 человек. Здесь нет магазина, клуба, ФАПа, детского сада, школы, церкви, но зато проложен асфальт, в дома проведены газ и вода.

Верхний Китяк граничит с Кировской областью, расположен в 37 километрах к северо-западу от Кукмора. Деревня основана в 1678 году. В XVIII, в первой половине XIX века местные жители относились к категории государственных крестьян. Они занимались земледелием, разведением скота. До 1920 года поселок входил в состав Сизнерской волости Вятской губернии, Малмыжского уезда,.

В 1887 году проживало 82 человека, в 1920 году - 140, в 1926 году - 141, в 1938 году - 108, в 1949 году - 90, в 1979 году - 64, в 1989 году - 37 человек.

Ходячая история

«Проживающего в Верхнем Китяке Геннадия Захарова многие называют «ходячей историей», он знает все», - сказала директор Новосардекского Дома культуры Чулпан Галиева. Действительно, так оно и оказалось. Посвятивший всю свою жизнь сельскому хозяйству, проработавший в бывшем коллективном хозяйстве «Россия» агрономом-семеноводом, председателем профсоюза, главным агрономом, до заслуженного отдыха - председателем колхоза «Уныш», Геннадий абый много рассказал о прошлом и настоящем деревни.

- В нашей деревне было много портных, учителей. Мои родители тоже преподавали в Новом Сардеке. Один дядя обучал детей в Маскаре, другой - в Олуязе. Также дед с отцом шили тулупы, шубы, телогрейки. Помню, как они, погрузив швейную машину зимой на сани, летом - на телегу, ходили по соседним деревням. Многие приходили домой заказывать пошив верхней одежды, - говорит он. - Некоторые воспоминания, связанные с историей деревни, рассказал мой дед Василий. Около 250 лет назад один плотник ходил на работу в марийскую деревню Айбулат из Нослы (деревня, входящая в Малмыжский район - прим. авт.). В лесу он наткнулся на родник. Вода его была студеной, била сильным напором. Мужчина вырубил деревья, построил землянку и перебрался сюда жить, создал семью. Когда он уходил на работу, его жена по имени Чэти оставалась дома - в землянке. Глядя на эту семью, сюда стали переезжать и другие. Таким образом, один за другим строились дома, количество жителей росло. А название деревни связано с речкой Китяк, протекающей со стороны Малмыжа. Потому как деревня расположена в верхней части реки, ее прозвали Верхний Китяк. В Малмыжском районе также есть деревни Большой и Малый Китяк. В них проживают марийцы, а в нашей деревне - крещенные татары.

Местные жители в основном занимались выращиванием хлеба на надельных землях, содержали скот. Проживающий здесь богач по имени Григорий обеспечивал людей работой, платил им заработную плату, кормил, обувал. Но у него, как у кулака, отобрали все имущество, и вместе с семьей отправили в ссылку в Магнитогорск. В годы коллективизации здесь был организован колхоз «Трактор», появились новые рабочие места. Народ трудился на фермах, где разводили свиней, лошадей и кур. На сегодняшний день несколько женщин работают доярками в деревне Трыш, а большинство мужчин уезжают на заработки.

- Раньше в нашей деревне кладбища не было, покойников хоронили в русских деревнях Малмыжского района. В 1933 году у нас было создано кладбище, - говорит Геннадий Захаров. - Забор у него обветшал, сгнил. Восемь лет назад вместе с сельчанами установили столбы и оградили его железной сеткой.

Геннадий абый вместе со своей супругой Ниной живут в мире и согласии. Хлев полон скотины: содержат корову, быка, телок. Молоко сдают в хозяйство имени Вахитова. «Слава Богу, живем в достатке. И в деревне можно жить достойно. Главное - стараться и не лениться», - говорят они.

Спицы и нитки всегда были при нас

87-летняя Сайна Никитина - одна из самых пожилых жительниц в деревне. Несмотря на свой возраст, бабушка сохраняет ясность ума, хорошо слышит и видит. Хотя и сетовала, что очень постарела и дома ходит с палкой, она смогла немного рассказать о прошлом.

- Если рассказать все, что мы пережили, не хватит и целой тетради. Невозможно забыть то, как рубили лес, жали хлеб на полях, таскали на себе мешки с семенами для посева. Мужчины были на войне, поэтому все тяготы легли на наши хрупкие плечи, - говорит Сайна апа. - Женщины деревни издавна вязали шали. Спицы и нитки всегда были при нас. В свободное от работы время вязали то один, то другой край шали. Продавая связанные шали, зарабатывали немного денег. К сожалению, сейчас этот промысел постепенно забывается, молодежь вязать не хочет. Было бы неплохо, если бы этот промысел передавался из поколения в поколение…

Мать семерых детей Сайна Никитина проживает вместе с младшим сыном Леонидом и невесткой Светланой. У счастливой бабушки дети живут в городе Омутнинск, Пестрецах, Вятских Полянах, Уразаево, Новом Сардеке, Янцобино, Верхнем Китяке. Она очень любит своих восьмерых внуков и девятерых правнуков, с нетерпением ждет их в гости.

Подробнее читайте на страницах газеты "Трудовая слава".

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев