У этой кукморянки мужской характер
Она подъехала на новенькой «Калине». В этой хрупкой на вид женщине сразу чувствовался стержень, сильный характер. Хоть и на пенсии, устроилась в службу такси соседнего города. Речь идет о Венере Габделхаковой, которая вместе со своей семьей обосновалась в деревне Туембаш. - Смена у меня завершается в десять часов вечера. Сейчас...
Она подъехала на новенькой «Калине». В этой хрупкой на вид женщине сразу чувствовался стержень, сильный характер. Хоть и на пенсии, устроилась в службу такси соседнего города. Речь идет о Венере Габделхаковой, которая вместе со своей семьей обосновалась в деревне Туембаш.
- Смена у меня завершается в десять часов вечера. Сейчас женщиной за рулем никого не удивить, ведь и в такси их работает немало, - с улыбкой на лице рассказывает Венера. Удивительно, что она успела опробовать себя на самых разных трудовых поприщах: уехав в Москву, работала на заводе по производству электродов, на птицефабрике, продавцом, заведующей почтой.
- Основной профессии у меня нет, но профессиональными навыками обладаю самыми разными. Например, когда работала санитаркой в больнице, научилась делать уколы, ставить системы, оказывать первую медицинскую помощь, - продолжила свой рассказ моя собеседница.
Сама Венера Габделхакова родом из города Вятские Поляны.
- Родного отца я не знаю. Когда я была совсем младенцем, мама развелась с ним, узнав, что у него есть другая женщина, - сказала Венера, тяжело вздохнув. - До восьми лет я росла в Туембаше с бабушкой и с сестрами моей мамы. Затем мама снова вышла замуж и забрала меня к себе. С отчимом мне не повезло, отцовские чувства у него ко мне не проявлялись. Когда я окончила восьмой класс, он твердо заявил, что дальше меня содержать не будет.
Обойдя множество организаций и заручившись справкой, дающей разрешение на трудоустройство, девушка, которой не исполнилось и 16 лет, устроилась на работу на Вятскополянский машиностроительный завод. Там она освоила профессию токаря-фрезеровщика, параллельно продолжила обучение в вечерней школе.
- Занятия заканчивались поздно, а отчим к этому времени уже запирал дверь. Я была вынуждена ждать возвращения мамы после второй смены до половины второго ночи, либо ночевать у знакомых. Тогда я поняла, что избавиться от этих издевательств смогу лишь выйдя замуж, - говорит Венера.
…Середина лета. Венера вместе с подругой собиралась на концерт. Как на зло, мать подруги вызвала ее в деревню. И Венере пришлось идти в Дворец культуры одной.
- Я заметила, что рядом со мной сидят два парня. Один из них был моим знакомым по имени Раис, - рассказывает она. - Я знала, что у него есть девушка. После концерта он решил меня проводить. В тот момент у парня не все было гладко на личном фронте: оказалось, что он сделал своей девушке предложение, но получил отказ. У нас оказалось много общего: на следующий день договорились пойти на вечернее гулянье вместе. Через неделю он сделал мне предложение, и я согласилась. Даже когда я вышла замуж, отчим не давал мне покоя, потому нам пришлось уехать из города. Вот так судьба нас забросила в город Первоуральск Свердловской области, когда мне не было еще и 18 лет.
Супруг ее устроился железнодорожником, а сама Венера - стропальщицей на завод по производству труб. После рождения ребенка она продолжила свой трудовой путь в больнице. Когда родилась вторая дочь, уже через несколько месяцев она вышла работать на железную дорогу. Начав с ученика у приемщика вагонов, она поднялась до старшего специалиста. Оказывается, погрузка вагонов - дело непростое.
- У каждого вагона есть своя маркировка. Вся работа начинается сзамеров, - рассказывает Венера. - Если в пути груз сместится, конечно, будем виноваты мы - погрузчики.
Однажды был такой неприятный инцидент. На одной из станций ковш от цистерны для перевозки смолы (по словам Венеры, таких цистерн сейчас уже нет - прим. авт.) упал на пассажирский поезд. Хорошо, что только краем задел и не нанес большого вреда.
- Оказывается, необходимо было закрутить винты. Я об этом не знала, и меня никто не предупредил, - вспоминает моя собеседница. - Конечно же, после этого случая началась проверка. Выяснилось, что и другие специалисты не знали про винты. После этого для досконального осмотра цистерн установили эстакады.
Проработав на железной дороге девять лет, Венера Габделхакова возвращается на завод. На этот раз в качестве бригадира.
- За смену загружали по тысяче тонн труб, в том числе лопасти вертолетного винта. Бывало, в вагон загружали по 70-80 тонн груза. Наша продукция отгружалась по всей стране, - рассказывает Венера.
Однажды рабочие по какой-то причине ушли, не завершив работу. Венера ханум не растерялась и начала загружать вагоны в одиночку.
- Связку труб цепляю на крючок и поднимаюсь на кран. Уложив груз в вагон, снова спускаюсь вниз. И так повторялось несколько раз, - говорит она, улыбаясь. Конечно же, старший мастер очень перепугался, узнав об этом: ведь мог произойти несчастный случай. А однажды такой случай действительно едва не случился.
- Был мой день рождения. В ходе смены накрыли на стол и сели пить чай. Погрузка последнего вагона еще не была до конца завершена, - вспоминает Венера ханум. - Крановщик находился в очередном отпуске, вместо него работала молодая девушка. Она не до конца подняла связку труб, и груз весом в пятнадцать тонн ударился об вагон и с грохотом рассыпался. Я находилась рядом, и рабочие подумали, что я погибла. Оказывается, девушка слезла с крана и вся в слезах куда-то побежала, а парень-стропальщик от страха весь побледнел. А я, почувствовав неладное, вовремя забежала между вагонами, что меня и спасло. Можно сказать, что в этот день я родилась второй раз.
Хоть и прожила она в городе около тридцати лет, но продолжала тосковать по родному Туембашу. И как она не побоялась поехать в Кукмор на поезде, взяв с собой вырученные с продажи квартиры 65 миллионов рублей (по тем временам - прим. авт.), которые сунула в пакет, одному Богу известно. Ведь то были лихие 90-е годы, когда запросто могли снять и шапку с головы. Не дождавшись возвращения своего супруга, она за лето подвела дом под крышу. Перед выходом на пенсию Венера ханум выучилась вождению, и не напрасно: родные подарили ей на день рождения автомобиль.
- С супругом мы прожили уже 39 лет. Он всю жизнь проработал на железнодорожных путях. Я ценю его, ведь он терпит все мои капризы и непростой характер. Воспитали трех дочерей, сейчас нас радуют четыре внука, - по этим словам Венеры было понятно, что тем, как сложилась ее жизнь, она довольна. Но по Венере Габделхаковой видно, что сидеть на пенсии без дела, живя за счет государства, не в ее характере.
Гульзифар МИНИХАНОВА, фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев