Работа Гульбаны апы из Кукморского района - настоящее искусство вышивания
Говорят, детство - прекрасная и беззаботная пора в жизни каждого человека. Но у уроженки Чишмабаша Гульбаны апы оно было трудным. В 1933 году внезапно ушла из жизни ее мама. Отец остался один с четырьмя детьми на руках. В тот год Гульбану должна была поступать в первый класс, но не смогла...
Говорят, детство - прекрасная и беззаботная пора в жизни каждого человека. Но у уроженки Чишмабаша Гульбаны апы оно было трудным. В 1933 году внезапно ушла из жизни ее мама. Отец остался один с четырьмя детьми на руках. В тот год Гульбану должна была поступать в первый класс, но не смогла сделать этого из-за случившегося, ведь нужно было поддерживать отца и заботиться о младших. «Из-за маленького роста я была вынуждена вставать на стул, чтобы приготовить еду», - вспоминает сейчас свое детство 90-летняя пожилая женщина. Спустя несколько лет младшую сестру покойной матери сосватали за отца-вдовца, думая, что уж родная тетя детей не обидит. Но как только она переступила порог дома, жизнь сирот превратилась в настоящую муку. Можно сказать, что у Гульбаны не было не только детства, но и нормальной юности. Ведь молодой девушке даже ходить, можно сказать, было не в чем. Ведь она ходила в одном единственном ситцевом платье, которое было и в качестве повседневной одежды, и на парадную носку. Надежды на светлое будущее разрушила война. В 16 лет Гульбану апа на лошади пахала землю, заготавливала дрова. «Какую бы работу ни поручали, все выполняла. И лошадь у меня была очень умной. Когда ее забрали на фронт, я очень переживала, плакала», - сквозь слезы вспоминает Гульбану апа.
В 1952 году она вышла замуж и переехала в деревню Уразаево. Вместе со своим супругом Имаметдином абыем они прожили в дружбе и согласии 54 года, воспитали двух дочерей и двоих сыновей. Но их семья понесла тяжелую утрату - младший сын в возрасте 43 лет трагически погиб. Имаметдин абый не сумел пережить этого горя и скончался на 77 году жизни.
Шли годы. Гульбану апе уже 90 лет. На свой прожитый жизненный путь она может оборачиваться с гордостью. Ведь она прожила жизнь не зря: добросовестно трудилась, вырастила детей, ни минуты не сидела без дела. По ночам Гульбану апа шила, вышивала. Мы всем селом, когда были молодыми, носили пошитые ею платья. Провожая парней в армию, дарили им расшитые ее руками носовые платочки. Гульбану апа обеспечила приданным, состоящим из занавески, скатерти, двух пар наволочек, нескольких полотенец и другого, не только уразаевских невест, но и близлежащих деревень. А сколько расшитых ею полотенец было повязано на сабантуйский шест во время сбора подарков!
Гульбану апа не устает нахваливать и свою невестку, которая вместе с ней по вечерам садилась за вышивание. "Я переживала, что невестка у меня будет неумелой (Гульбану апа любит чистоту и порядок - прим. авт.). Слава Богу, Расима оказалась даже чистоплотнее меня. У нас с ней теплые отношения. И сын Рафиль у меня очень толковый. Лишь только их заботой и вниманием я дожила до столь преклонного возраста», - радуется Гульбану апа. Дочери Гульбану апы Рафиля апа и Расуля апа тоже вышивают. Вышивание также стало любимым увлечением и их дочерей. Одна из них - Чулпан Галиева - мать двоих детей из Нового Сардека, проработавшая 10 лет заведующей Домом культуры этой деревни. Работу своей бабушки она представила не только на республиканском Сабантуе, но и на Сабантуе федерального уровня, прошедшем в Казахстане.
- Вышивание - очень тонкая работа. Зачем ты вышиваешь, ведь сейчас на этом не заработаешь или просто продолжаешь бабушкино дело? - спрашиваю у нее. На что Чулпан ответила:
- Я вышиваю не ради дохода. Его мне приносит основная работа. Конечно, вышивание требует времени и терпения, а также усидчивости. Но я полностью погружаюсь в это занятие. Вышивание - мое любимое увлечение. Знали бы вы, как я радуюсь, когда работа завершена. Свои работы я 6 лет подряд представляла на Казанском Сабантуе. Даже подарила расшитый носовой платочек первому Президенту нашей республики Минтимеру Шаймиеву. Когда он поинтересовался, кто меня научил так красиво вышивать, я рассказала ему про свою бабушку Гульбану. При прощании он наказал передать ей привет и сказать спасибо. А в один год ко мне пришел пожилой мужчина и попросил у меня 10 носовых платочков. "Подарю их своим детям и внукам. Вышивание - это часть нашего духовного наследия, народной культуры. Храните и дальше его добрые традиции", - сказал он мне.
Фарида ХИСАМОВА, фото из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев