Рашида Хабибуллина: Как можно жить и не радоваться жизни?
Интервью с главой Манзарасского сельского поселения.
- Помните свой первый рабочий день в должности главы сельского поселения, Рашида ханум. Кто Вас на нее порекомендовал?
- 31 июля 2012 года меня пригласили в администрацию района. Равия Каримуллина, которая тогда исполняла обязанности заместителя Председателя Совета района, озвучила общее решение назначить меня на должность главы Манзарасского сельского поселения. Я попыталась переориентировать их на другие кандидатуры, но от принятого решения отступать не стали. И Равия Абдулловна проводила меня к тогдашнему главе района Рауилю Рахматуллину в кабинет. Не успела я переступить порог, как он уже жал мне руку и поздравлял с назначением на должность. Так что отступать было некуда. Вернувшись в село, провели сессию при участии депутатов. Я даже помню, во что была одета тогда. В тот день в наше поселение из прокуратуры района должен был приехать работник, чтобы осмотреть находящиеся на территории свалки мусора. Я и в кабинете его прождала, и на улицу выходила встречать, даже рядом с магазинами походила. А ведь в то время даже водителя не было, случись необходимость выехать. Так что целый месяц я по работе ходила на своих двоих. Самое радостное, что сожалеть мне не о чем: я на должности никого не сместила, а заняла свободное кресло ушедшего на заслуженный отдых Гафура Исмагилова, работавшего главой Манзарасского сельского поселения до меня.
- А до этого Вы 25 лет проработали заведующей Качимирским детским садом…
- Да, путь к должности, действительно, был извилистым. Сама я когда-то мечтала стать поваром. Окончив 8 классов Кукморской гимназии, поехала в Казань поступать в училище. Тети по маминой линии вернули меня обратно, сказав, что нужно получить 9 классов образования. Но какая там учеба, душа уже рвалась на просторы. И я еле как дождалась окончания 9 классов. Имей я тогда тот жизненный опыт, что сейчас, я бы, конечно, по-другому отнеслась к учебе, старательней грызла гранит науки, да так, чтобы даже сами учителя моим знаниям завидовали (смеется – прим. авт.). В тот год в Кукморском профессиональном училище открыли группу поваров. Но ныне покойная Рива Ахатовна мне тогда сказала, что женщина должна следить за красотой своих рук, так как мужчины на это обращают большое внимание, а поварам ни ногти красить, ни кольца носить нельзя. И записала меня на курсы швей, на которые набирали окончивших десять классов. Так как они и стипендию получали в 75 рублей, а не в 35, как окончившие лишь 8 классов. Через год я устроилась работать на Кукморскую швейную фабрику №6. Мне поручили выполнять одну из сложнейших операций – пришивать к курткам подкладки. За смену двум швеям необходимо было подготовить 160 курток и сдать в ОТК. Поэтому работали, не покладая рук. Только отвлечешься на минуту причесать волосы, как уже две куртки лежали у меня на столе! Временами плакать хотелось, но работать надо. На тот момент мне было 16 лет! А в коллективе были женщины старше и намного старше меня. Временами думала, неужели вот так и жизнь пройдет моя. В первую смену приходилось вставать в половину четвертого утра, чтобы успеть на работу. Какой там в клуб выйти, когда не высыпаешься! Во вторую смену выспаться получалось. Но пока сверстники танцевали в клубе, я проводила время за швейной машинкой. В преддверии Нового года в районной газете увидела объявление, что в Казани открылись курсы подготовки заведующих клубами. Я на тот момент проработала на фабрике полгода. Вот и упросила отправить меня на курсы, сказав, что люблю петь и танцевать. Когда другие учились год, я за четыре месяца их окончила, и получила диплом. И продолжила трудовую деятельность в Качимирском клубе. Там я проработала 7 лет. Параллельно год успела отработать на ферме животноводом. Тогдашний председатель хозяйства «Правда» Шагимардан Хасянов пригласил меня заведующей в новый детский сад, правда, в котором еще даже окон не было. Так что мне снова пришлось параллельно работать на двух работах: с августа по декабрь работала в клубе. Когда хозяйство выделяло деньги, целый день закупала необходимое для детского сада и свозила его туда. А вечерами работала с молодежью. Детский сад к декабрю был готов, и после Нового года мы приняли первых воспитанников.
- Вы сказали, что любите петь и танцевать. Значит, у Вас и такие таланты имеются?
- Я вообще люблю культуру и искусство. Поэтому уход из жизни музыкантов, деятелей культуры, искусства всегда воспринимаю как личную потерю. Сейчас вообще тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах не так много.
- Скажите честно, Рашида ханум, и дома главу включаете? Или командные замашки оставляете на работе?
- Дома я эту обязанность оставляю за мужем Ранифом. Да и с годами уже не хочется тратить времени на выяснения отношения по поводу того, кто в доме хозяин. Ведь с нами под одной крышей живет и наш сын со своей семьей. Случается, конечно, что и дома у меня прорезывается командный голос. Но в такие моменты мне Раниф говорит, что это мне не сельсовет, чтобы указы раздавать. Я замуж за него вышла в 19 лет, мы вместе вот уже 38 лет.
- Ваш сын Раиль, чуть ли не с самого начала Вашего трудового пути в должности главы работает Вашим личным шофером. Значит, между Вами нет секретов, или как?
- Наш единственный ребенок – Раиль в самой гуще моей трудовой жизни. Ведь он всегда рядом. Без него мне было бы намного сложнее. Когда на работу выезжаешь из одного дома, вместе возвращаешься, это намного облегчает жизнь. Родному человеку и задания раздавать легче.
- В наши дни очень многие женщины сами водят автомобиль.
- О том, чтобы самой сесть за руль я никогда не задумывалась. И на права никогда не училась. Мне захотелось остаться женщиной. Я не думаю, что у тех женщин, что за рулем, есть время замечать окружающую их красоту. А у пешехода есть возможность всё внимание направить на то, что происходит вокруг него.
- В чем, на Ваш взгляд, заключается женское счастье?
- Я не могу прокричать, например, на весь мир, что абсолютно счастлива. Но и несчастливым человеком себя не считаю. В нашей жизни всё стабильно. На мой взгляд истинное счастье – это здоровье. Например, я не часто обращаюсь в больницу и никогда не выходила на больничный. В семье я тоже была единственным ребенком. Те, кто в семье не был один, говорят, наверное, нелегко без родни. Но меня окружают хорошие друзья. С некоторыми из них меня объединяет уже многолетняя дружба.
- Вернемся к теме поселения. С какими вопросами к Вам обращаются граждане?
- Нужно внести изменения в генплан. В свое время в Киндеркуле по улице Береговая были выделены участки. А с 2005 года генплан не менялся. По этой причине вот уже сколько лет люди не могут оформить свои дома. Безусловно, это их тревожит. В микрорайоне «Южный-6» требуется водопровод. Надеемся, что этот вопрос в этом году разрешится. Но, когда уладим дорожный вопрос, пока сказать точно не могу. Проект в разработке. При жалобах на уличное освещение тут же заменяем сгоревшие лампочки. Дороги от снега расчищаем своевременно. Дорога заасфальтирована, газ, вода подведены. В Манзарасе обратились по поводу благоустройства родника, обнесения кладбища оградой, строительства домика. Мать троих детей обращалась по вопросу строительства тротуара в деревне Киндеркуль. Мы всё сделали. В прошлом году построили большое количество площадок на грантовые средства. Без поддержки государства такой фронт работ выполнить было бы нереально.
- Как идет сбор средств по программе самообложения?
- Терпимо. Те, кто осознает эффективность данной программы, без проблем расстается с 500 рублями. Поэтому я всегда говорю своим сотрудницам, которые занимаются сбором средств, не вступать в перепалки с населением и не портить себе настроения. Если пенсионеры или семьи, которые обучают нескольких детей, без проблем платят, то люди с большим доходом – предприниматели или же получающие «северные» пенсии, могут даже не открыть дверь. А ведь благами, которые создаются благодаря этой программе, пользуются все. Так что участие в программе самообложения – дело совести каждого.
- Все отмечают, что 2020 год выдался непростым. А как дела обстояли для сельского жителя? Прошел ли он для них совершенно бесследно?
- В целом жаловаться особо не на что. К самоизоляции все отнеслись с пониманием. Никто не скандалил по поводу того, что нельзя выходить из дома. Думаю, что после всего пережитого люди станут больше ценить размеренную жизнь, лучше работать.
- Вы любите свою работу? Слушаются ли женщину-руководителя?
- Конечно же, люблю. Выполняю ее с душой. Мне ведь в свое время хотелось попробовать себя в роли председателя хозяйства. Как говорится, было бы желание, а остальное приложится. Без этого человечество не двигалось бы вперед. А что касается подчинения, всякие методы приходится применять. Сперва пробуешь пряником, если не сработает, приходится и кнут практиковать. Хотя я никогда ни с кем не ругаюсь. Да и камень за пазухой носить не в моем характере. Случись с вечера с кем-нибудь повздорить, уже на следующий день я сама первая заговариваю, как ни в чем не бывало.
- Таких, как Вы, называют женщина-праздник. Ведь Вы всё время на позитиве: всегда улыбаетесь, шутите. Откуда в Вас это?
- Вот даже сейчас, когда мы с Вами разговариваем, у меня лицо так и готово расплыться в улыбке. Такой у меня характер. Да и как можно жить, и не радоваться жизни. Сейчас многие жалуются на жизнь, но ведь легко никогда не было. Я в ней никаких трудностей не вижу. В свое время держали в своем подворье две коровы, бычка, телку, два теленка, 17 овец. Нужно было и дела вести, и за скотом ухаживать. Ведь в былые годы работников детских садов, клубов звали работать в картофелехранилище хозяйства резать клубни. Делали это целыми днями с марта по май. В огороде работали четверо, двое – на резке клубней. «Шагимардан Хасянович, соловьи заливаются, хоть бы их трели послушать возможность дал», - говорила я председателю. Соловьи и сейчас поют, да вот только выходить слушать их уже не так хочется.
- Какие у Вас любимые блюда?
- Люблю печеную картошку в прикуску с соленой капустой с луком, заправленной нерафинированным растительным маслом. Также люблю чаевничать с шоколадными конфетами и свежевыпеченным белым хлебом с намазанным на него сливочным маслом. Это и есть для меня самое вкусное!
- Как проводите свободное время?
- Да у меня его и нет. Случись его выкроить, хожу в библиотеку в Качимире, проведываю живущих в деревне родственников, друзей. А без общения и жизнь – не жизнь.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев