Трудовая слава
  • Рус Тат
  • Праздник воды и света

    От Рождества - к Богоявлению 19 января, на двенадцатый день после Рождества Христова, по окончании Святок - радостных праздничных дней, посвященных Пришествию в мир Спасителя - Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории: Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Священное Писание рассказывает нам о том, что, когда Иисусу исполнилось...

    От Рождества - к Богоявлению

    19 января, на двенадцатый день после Рождества Христова, по окончании Святок - радостных праздничных дней, посвященных Пришествию в мир Спасителя - Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории: Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

    Священное Писание рассказывает нам о том, что, когда Иисусу исполнилось тридцать лет, прежде, чем начать Свое спасительное земное служение, Он принял от рук Святого Иоанна Крестителя ритуальное омовение покаяния - Крещение - в водах реки Иордан. Согласно свидетельству Библии, во время Крещения на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя, и Глас с Небес провозгласил: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

    Событие Крещения называют также Богоявлением - потому что именно на Иордане Иисус впервые предстал пред людьми как Спаситель мира, предвозвещенный пророками Помазанник Божий, и впервые была явлена миру Полнота Божества в тайне Святой Троицы: Отец, гласом с небес засвидетельствовавший о Сыне, Сын, принявший Крещение, и Дух Святой, сошедший на Сына в виде голубя.

    Спасающее смирение Бога

    Один из выдающихся проповедников XX века, протоиерей Александр Мень, так описывал суть Богоявления в одной из своих проповедей:

    "Господь мог бы прийти на землю и явить Свою славу такими словами: "Я пришел к вам, чтобы спасти вас. Я Сын Божий, посланный Отцом Небесным!" И должна была вздрогнуть земля, небеса поколебаться, и люди должны были пасть перед Ним.

    Но все случилось иначе. Толпа кающихся грешников стояла у берега Иордана и, когда они входили в воду, омывал их своей рукой пророк Иоанн Креститель - в знак того, что они покаялись, и Бог простил им их грехи. И Священное Писание коротко и просто говорит нам, что среди этих людей был и Иисус из Назарета Галилейского, Который тоже пришел креститься у Иоанна. Ничем Себя не выдал, ничем Себя не возвысил, ничем Себя не отделил, а вместе с другими вошел в воду Иорданскую, склонил Свою голову под руку Крестителя - чтобы быть одним из нас, быть рядом с нами, быть вместе с падшими и грешниками.

    Ему не нужно было омывать грехи. Пусть и был Он человеком по плоти, по духу и по душе, но был Он свободен от всякого зла. И однако Он встал вместе с грешниками, вошел в воду покаяния вместе с недостойными. И даже Иоанн, видя это, почувствовал сердцем, что не надо Иисусу Назарянину каяться в грехах, и сказал: "Я должен у Тебя креститься, перед Твоим взором должен приносить покаяние". Но Господь ответил ему: "Оставь, ибо так мы должны ныне исполнить всякую правду". Правду - о том, что Бог возлюбил мир и приблизился к падшим людям, к людям недостойным, грязным, греховным, людям, которые Его всегда предавали, людям, которые от Него отворачивались, которые никогда не были Ему верны!

    И вот чистый встал к нечистым: это и стало Богоявлением. И ничего Он не сказал! Молчал Господь, входя в воды святой реки.

    Но когда Он вышел и поднялся на берег, Иоанн увидел, как Дух Божий почил на Нем. Подобно трепещущим крыльям голубя, трепетала над Ним слава Божия, ибо голубь означал спасение! Вспомним, что когда-то, когда всемирный потоп заливал земли, и в ковчеге своем спасался Ной, весть о спасении, о том, что вода начинает уходить, принес ему голубь. В клюве у него была масличная ветвь - это означало, что вода сходит, что показываются над поверхностью ее деревья. С тех пор голубь - знак надежды. Голубь - знак мира, примирения, голубь - знак спасения. И именно поэтому Дух Божий является нам в виде голубя. И голос Отца Небесного обращается к каждому из нас: "Вот Он! Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Вот Он - униженный, молчащий вместе с грешниками, несущий на Себе бремя, Крест смирения до конца, до смерти! Вот Он - Сын Мой возлюбленный, ваш Спаситель, ваш брат, ваш Бог, в Котором Мое благоволение!".

    Освящение водной стихии

    В церковном уставе праздник Крещения называется также Днем Светов, потому что Богоявление - это пришествие в мир божественного света, света, озаряющего внутренние очи человека, просвещающего его сердце и преображающего все его естество. Это тот свет, который дает нам Бог в таинствах Церкви, и который мы получаем в обряде освящения воды, ежегодно совершаемом в день Крещения Господня.

    Вода, освященная в ходе праздничных богослужений 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней). Эта вода, согласно нашей вере, обладает особенными благодатными свойствами врачевать духовные и физические недуги и освящать материальные предметы. Существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем себе Божественного благословения, помощи в богоугодной жизни и защиты от воздействия демонических сил - врагов нашего спасения.

    Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы "вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа". О том, чтобы она была "даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела", чтобы получила она "благословение Иорданово", "отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов". Чтобы она "приводила в жизнь вечную и мы, через вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения".

    Каждый верующий имеет дома крещенскую святую воду. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это - чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" для освящения души и тела. По необходимости принимают крещенскую воду и в случае болезни, в скорби и при сильном действии какой-либо греховной страсти.

    Молитва на принятие просфоры и святой воды

    "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".

    Дорогие друзья, братья и сестры! Поздравляем вас с наступающим праздником Крещения Господня! Пусть свет Христа-Спасителя всегда озаряет ваши сердца, указывая вам в жизни верный и праведный путь!

    Протоиерей Сергий Елисеев, настоятель Петропавловской церкви п. Кукмор

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: