Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
Тема дня

Павел Павлов из Кукморского района: Мне до сих пор снится Афганистан

Он дважды был ранен на афганской земле, долгое время лечился в госпитале.

На мой вопрос, снится ли Афганистан, Пашка ответил: «Да до сих пор во сне перестреливаюсь, только с кем?! не знаю. Даже во сне я говорю, лишь бы это был сон». Афганская война ранила не только тела, но и души молодых солдат.

Я помню момент возвращения отслужившего в армии Павла в родную деревню Пчеловод: в солдатской тельняшке, в голубой одежде вечерами он приходил в старый деревянный сельский клуб. А то, что он дважды был ранен на афганской земле, долгое время лечился в госпитале, об этом почему-то я запамятовала. Кто знает, возможно, он сам, хлебнувший лиха на войне, об этом особо не распространялся, а может, мы не общались так близко. И вот через 36 лет мы поговорили с воином-интернационалистом.
 
В ряды Советской армии он был призван в мае в 18-летнем возрасте. Выпускник Шеморданской школы, не успел еще получить диплом Яныльского профессионального училища, как пришла повестка.

«Из казанского военкомата нас посадили в поезд и девять дней мы ехали в Туркменистан. Уже в Казани знали, что после «учебки» нас отправят в Афганистан. Я не боялся попасть в горячую точку, верил, что вернусь живым. В то время много говорили о войне, погибших. Не знаю почему, но еще до службы в армии я говорил, что поеду в Афганистан и наведу там порядок. Наверное, совпало, когда Всевышний произнес “Аминь”», - начал нашу беседу Паша.

Туркменистанский город Теджен встретил новобранцев удушающей жарой. Прибывшие с ним земляки: парни из деревень Село Чура, Большой Сардек остались в полку, а Айдара Садриева из Адаево, Альберта Шайхутдинова из Камышлов и Павла Павлова доставили в учебный центр в пустыне, чтобы обучить управлению боевой машиной пехоты (БМП).

«Уже в Туркменистане чувствовали себя неважно. Несмотря на то, что питание было неплохим, но от нас остались кожа да кости. Потому что солнце палило беспощадно. Когда врачи заходили к нам делать прививки от различных заболеваний, для измерения температуры давали градусник, который показывал 40 градусов, хотя мы не болели. Я только потом понял, что так на термометр действовала 50-градусная жара», - продолжает рассказывать Павел.

Границу Афганистана они пересекли втроем, но, затем их пути разошлись. Тем не менее, ему еще раз довелось увидеть Альберта...

«Помнишь ли день, когда впервые встретились с душманами?» - интересуюсь я у воина-интернационалиста, который охранял дорогу к Кабулу, затем служил в разведроте.

«Они рядом: днем ходят с тобой, а ночью могут выйти и выстрелить в тебя. В Афганистане нет такого понятия, как линия фронта, ведь они были партизанами», - говорит воин-интернационалист.

Павел вернулся из Афганистана с ранением и инвалидом третьей группы. В первый раз пуля попала ему в ногу при переходе из одной точки в другую, пробила сквозное отверстие в бедре. «Мне показалось, что меня ударили в ногу, и я почувствовал, будто, лечу. Из рук выпал автомат. Два товарища подбежали и схватили меня за плечо. Я думал, что остался без ноги, обувь была вся в крови», – вспоминал прошедший горнило афганской войны солдат.

Во второй раз, его, вероятно, уберег ангел-хранитель.

«Из Саланга (трехкилометровый горный тоннель) с одним лейтенантом решили спуститься в полк, в город Пули-Хумри.Мы сели на попутный КаМАЗ, который был продан Афганистану, и поехали. На дороге стояли мужчины. Нас остановили, оружия в руках у них не было. Они начали стрелять, пока мы не опомнились. Лейтенант погиб на месте. Это был киргизский парень, с которым мы общались по-своему. Пуля попала мне в правую руку и рассекла кость в запястье. На звуки перестрелки тут же подбежали наши солдаты с близлежащего поста, вытащили водителя-афганца из кабины, а меня отправили в санчасть», - вспоминает Павел.  

Реабилитация Паши длилась очень долго, около года: госпиталь за госпиталем, санаторий в Крыму... Потому что рука не заживала, не срасталась  кость. Пришлось отрезать кость руки длиной 4 сантиметра и сделать повторную операцию. До этого он также перенес операцию, так как ничего не чувствовали три пальца. В мирной жизни он привык к ноющей боли в руке и тому, что она не сгибается, это не мешало ему работать на тракторе в хозяйство, в Шеморданском лесничестве.

А то, что в одном из госпиталей боец повстречал Альберта из Камышлов не иначе как чудом не назовешь.

«Шел на перевязку, посмотрел на кровать, на которой когда-то лежал сам и прошел мимо, ничего не думая. Вдруг сзади подбежал один солдат, со словами: “Вас зовут”. Захожу в палату, а там Альберт. Голова вся перевязана, его задела пуля, был контужен. Он не мог произнести ни слова. Что-то пытался сказать, но у него не получалось и начал плакать. Мы второй раз случайно встретились на территории огромного госпиталя в Ташкенте. К тому времени он уже начал произносить имя Паша. Вместе вылетели и в военный госпиталь в подмосковный Красногорск. Вернувшись из армии, продолжили общаться. К сожалению, Альберт ушел в мир иной», - говорит он.

«При слове Афганистан, что встает перед глазами?» - спрашиваю я у ветерана Афганской войны. «Горы, - отвечает он. - На их вершинах лежит снег. Пронизывающий до костей ветер афганской земли. Хоть и была погода жаркой, но основное количество времени мы проводили в горных точках. А там такой холод – сырой. Как бы тепло ты не оделся, он проникал везде».

Во время пребывания в госпитале к Паше приезжали его родители и сестра Валентина. Она крепко обняв своего родного человека произнесла: «Ну, что братишка, сумел навести порядок в Афганистане?».  

Афганская война - печальная страница истории нашей страны. Самая длинная война 20 века. Она длилась 9 лет 1 месяц 19 дней. Около 15 тысяч солдат и офицеров вернулись на Родину в свинцовых гробах, 36 тысяч  получили ранения, 312 пропали без вести. Около 520 тысяч наших солдат прошли через пекло боев, около 15 тысяч советских солдат погибли. Из Татарстана выполнить свой интернациональный долг уехали - 9570 человек, 257 из них погибли, 546 - получили ранения, контузию, 233 остались инвалидами. Из Кукморского района на Афганскую войну отправились 223 человека, из них 4 пали смертью храбрых, 120 на сегодняшний день живы.

Фото: Лилия Нургалиева/ «Трудовая слава»

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев