Ильфат Ахмадуллин: Задача педагога разглядеть природный потенциал ребенка и развивать его
Интервью с руководителем отдела образования Кукморского района.
- Ильфат Ильясович, в последние дни декабря было ровно 100 дней с момента Вашего назначения на должность руководителя отдела образования района? Пролетели ли эти дни для Вас на одном дыхании или же нет? Когда Вам предложили эту должность, долго думали над предложением?
- Действительно, 100 дней пролетели незаметно. Когда мне предложили должность начальника отдела образования района, дали на размышление неделю. Я долго думал над тем, готов ли к столь ответственной работе, требующей быть у всех на виду, справлюсь ли с ней? Я человек прямолинейный, заискивать и лицемерить не умею, работу выполняю основательно, поэтому фронт ее может быть и небольшим. Не всякому такое может понравиться, думал я, принимая решение. Одним словом, меня одолевали не сотни, а тысячи разных вопросов и сомнений. Посоветовавшись с семьей, близкими друзьями, решил согласиться на назначение. Поскольку сам из этой сферы, я знал, за что браться в первую очередь. Понемногу осваиваюсь, руки не опускаю. Кажется, что за сто дней сумеешь внедрить столько же инноваций. Но время пролетает так быстро, что не все успеваешь реализовать. К тому же, и пандемия вставила палки в колеса и помешала претворить в жизнь всё намеченное.
- Какие первые шаги в новой должности Вы сделали?
- Первым делом побывал во всех образовательных учреждениях. Отличное состояние Ядыгерьской школы внушало мысль, что и другие образовательные учреждения ему соответствуют. Но еще во многих филиалах, детских садах оказалось много нерешенных проблем. В свою очередь, я сделал рекомендации, внес предложения. Даже при наличии подвижек всё упирается в финансовый вопрос. Но и его в будущем нужно решать. Руководство района держит в центре внимания строительство новых многофункциональных центров, детских садов, исходя из демографической ситуации в поселениях, ремонт имеющихся. В этой области нам предстоит большой фронт работ, уверен, что мы со всем справимся.
- Каким Вы видите отдел образования района в пору своего руководства им?
- Во всех образовательных учреждениях образовательная и воспитательная работа ведется в строгом соответствии с федеральными государственными стандартами. Мы не можем от них отступать и внедрять какие-либо новые стандарты, радикальные изменения в учебный процесс. Но при подготовке и проведении различных воспитательных мероприятий, разъяснении тем на уроках использовать инновации никто не запрещает. Сингапурский метод, внедренный несколько лет назад, до сих пор практикуется в некоторых школах. Эти приемы и методы способствуют разностороннему развитию ребенка. Планируем посетить билингвальные школы нашей республики, полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар» и изучить их опыт работы. Глава района Сергей Димитриев планирует в будущем запросить помощь из федерального бюджета и открыть в районе одну школу и один детский сад такого профиля. В настоящее время школы района заняты разработкой бизнес-проектов. Победа образовательных учреждений в различных грантах способствует укреплению материально-технической базы школ.
- Вы с детства мечтали стать педагогом? Думали ли, что займете кресло руководителя управления образования района?
- Я всегда хотел стать врачом, о работе учителем даже не помышлял. В выпускных классах одним пасмурным холодным днем, весь продрогнув, отец вернулся с работы и сказал: «Сын, вот, видишь, заработную плату задерживают, при любой погоде приходится быть на ногах. Не лучше ли работать учителем? Работают в теплых кабинетах, заработные платы высокие, домой с работы возвращаются вовремя, отдыхают летом». Вняв совету отца, поступил в институт имени Кул Шарифа, дающий исламское и педагогическое образование. Но, поскольку он не был государственным, через два месяца меня призвали в армию. Отслужил два года. По возвращении мог воплотить свою детскую мечту в жизнь и поступить в медицинский университет. Но всё же сдал документы в Татарский государственный гуманитарный педагогический институт. В дипломе наряду с основной специальностью «Учитель татарского языка и литературы» дополнительно значатся еще две – «Журналистика», «Издательское дело». Свой трудовой путь начал в Ядыгерьской школе учителем татарского языка и литературы, педагогом-организатором. Также работал заместителем директора по воспитательной части, последние шесть лет – директором школы. Никогда не думал, что буду занимать должность руководителя отдела образования района. Если честно, даже не мечтал об этом. Ведь мне прекрасно известно, насколько эта сфера сложная и ответственная, ведь от постановки работы в образовании зависят будущее и судьбы людей.
- Что, на Ваш взгляд, является краеугольным камнем в вопросах образования и воспитания. Обозначьте свои жизненные приоритеты.
- Бесспорно, основы обучения и воспитание закладываются в семье. Родители, которые находятся в постоянном контакте с ребенком, всегда у него на виду, могут подавать малышу не только положительный, но и отрицательный пример. Очень важно общаться с ребенком. Ребенок без общения, что росток, растущий в тени. Ведь именно родители должны удовлетворять потребность детей в знаниях, их любопытство, делиться своим жизненным опытом. Лишь в этом случае ребенок формируется как полноценная, здоровая личность. Следующим этапом ее становления служит школа. Поэтому от первого учителя, его профессионализма, умения подобрать к детям подход зависит очень многое. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога разглядеть его природный потенциал и развивать его. Очень важно объяснять детям жизненные ценности. Призывать быть воспитанными, стремиться к знаниям, закладывать в них представление о семейных ценностях. Жизнь состоит не из одних белых полос, нужно подготовить детей и к трудностям, с которыми они могут столкнуться.
- Как распланирован Ваш рабочий день?
- У меня подъем ежедневно в двадцать минут шестого утра. Случись проснуться посреди ночи, сразу же начинаю думать о работе. Вот и моя супруга отмечает, что работа для меня на первом плане. В Ядыгерьской школе в процессе подготовки к августовской педагогической конференции, бывало, возвращались домой в час, два ночи. Поскольку света не было, многую работу выполняли при свете фонаря. Я очень благодарен тамошнему своему коллективу, мы работали в обстановке взаимопонимания. К 7 утра уже привожу ребенка в детский сад. Возвращаюсь с работы лишь ближе к семи вечера, оставляю рабочий кабинет лишь после шести или ближе к этому времени. Одним словом, половину своей жизни провожу на работе. Я полон идей, планов, но вот не хватает времени, чтобы их все воплотить в жизнь.
- Кто из Ваших наставников-учителей оставил в Вашем сердце самый теплый след?
- Я бы отдельно отметил учителя математики и информатики Ядыгерьской средней школы Гульсину Зуфаровну Файзрахманову. Она пришла в нашу школу совсем молодым педагогом, была нашей классной руководительницей. Она была очень строгой, возможно, даже жесткой, целеустремленной, всегда была верна своему слову. Тщательно готовила учеников к олимпиадам, конкурсам. Она осталась в моей памяти воплощением идеального учителя: дисциплинированного, взыскательного, безупречного во всех отношениях.
- На Ваш взгляд, что именно в системе образования устарело и нуждается в реформировании?
- Я бы, напротив, вернулся к прежней системе образования. Современное поколение мы запугали всякими ОГЭ, ЕГЭ. Чтобы дать больше возможности готовиться к экзаменам, уменьшили количество воспитательных мероприятий. Материально-техническая база школ нуждается в улучшении, в каждом образовательном учреждении следует обновить лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии. Так как обучение этим предметам должно строиться на эвристическом методе.
- Обозначьте в себе 5 личностных качеств?
- Я считаю себя человеком мелочным. Эта мелочность заключается в дотошности, требовательности. Когда работал в Ядыгерьской школе, про меня говорили, что я все вижу, слышу и чувствую за километр. А еще я прижимистый. Люблю опрятно одеваться. Трудоголик и хороший семьянин.
- Когда работали директором школы, обдумывали ли Вы то, как можно реформировать систему образования?
- Мне не нравится, что современные дети приросли к своим гаджетам. И, когда работал в школе, я был против того, чтобы дети приносили сотовый телефон. В наши дни дети мало общаются вживую. А от этого страдает культура речи, манера общения. Очень часто на уроках потому не могут сформулировать развернутый, полный ответ. Так как нынешнее поколение погружено в интернет, в котором общаются односложными предложениями, смайлами. Как от таких детей ожидать богатого словарного запаса и эстетически развитого внутреннего мира. Я переживаю, как бы мы со временем и сами им не уподобились. Мы же заходим в интернет не за полезной информацией, а для того, чтобы подсмотреть чужую жизнь. На мой взгляд, интернет ведет людей к деградации. В наши дни некоторые родители не в силах отлучить своих детей от телефонов, гаджетов. Потому и на улицах тихо, не звучат детские голоса. А наше детство прошло за подвижными играми. Заходили домой, обледеневшими, на крашеном полу ноги в валенках так и разъезжались в разные стороны.
- Есть ли различие между современным учителем и педагогом прежних лет?
- Прежде учителей больше уважали, когда они проходили мимо по улице, мы провожали их взглядом с благоговейным трепетом. Современный учитель находится под постоянным давлением: родительским, законодательным. В этом ошибка правительства. Ученики держат себя с учителями на равных. А что касается обучения, интернет обленил не только учеников, но и учителей. У них и приемы работы сейчас другие. Прежние же методики были направлены на то, чтобы научить детей мыслить самостоятельно, работать над собой, прививали им любовь к литературе.
- Расскажите о своей семье.
- В нашей семье пять человек. Нашей дорогой маме исполнилось 70 лет. Я женился поздно. Старшая дочь, Тансылу, учится в первом классе, младшему, Азамату – четыре года. Моя супруга, Разина, преподает татарский язык и литературу, работает заместителем директора по воспитательной работе.
- Об организации питания в школах и детских садах приходится слышать всякое.
- Да, раз родители оплачивают питание, поступают отчисления из государственного бюджета, ребенок должен питаться качественно. Поступает разная информация. Я собираюсь взять этот вопрос под особый контроль.
- Согласно Гражданскому кодексу и антикоррупционному законодательству работникам образования запрещается принимать подарки. А в преддверии праздников в родительских группах в Вотсапе начинают обсуждать, что подарить воспитателям, учителям.
- Разумеется, это негативное явление. Я против него, не правильно принимать подарки. Ведь труд работников образования оплачивается. Считаю, что в будущем нужно поставить этому заслон.
Фото: Алсу Гатауллина/ «Трудовая слава»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев