Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Тема дня

Айдар Садриев из Адаево: Мне сказали, что я родился в рубашке

"Мы подорвались на противотанковой мине. В результате взрыва нас волной выкинуло из машины, когда я пришел в сознание, то лежал на краю дороги, машина дымилась, все суетились. Из ушей, носа шла кровь"

Годы проходят, и многие события стираются из памяти. Но раны, нанесенные афганской войной, до сих пор тяжелым камнем лежат на сердце некоторых жителей нашего района. Айдар Садриев из деревни Адаево прекрасно помнит все, что видел в Афганистане.

В мае 1984 года из Адаево в армию в один день ушли трое парней. Фиргата Юзмухаметова, Рафката Зиятдинова и Айдара Садриева вместе отправили в Туркменистан, где они в течение шести месяцев проходили курсы по подготовке механиков-водителей. Но Айдару Садриеву пришлось отделиться от односельчан, его на вертолете проводили в Афганистан.

- Уже в Казани было известно о том, куда нас отправят. Но родителям об этом сообщил, лишь отслужив месяц в Афганистане, я не хотел их волновать. В письмах всегда писал, что у меня все хорошо, - сказал он. – В городе Кундуз нас временно разместили в казармах. Туда приезжали военные из разных частей (их называли покупателями), они выбирали подходящих солдат и увозили с собой. Я попал в 149 мото-стрелковый полк. Там меня назначили старшим механиком-водителем на БМП-2, который возил командиров. Отслужив здесь 4 месяца, командира взвода перевели в полковую разведку, и он взял меня с собой. И до конца службы я служил в разведполку.

Во время службы ему пришлось побывать во всех городах-кишлаках Афганистана.

Казарма была лишь местом расположения военных, всегда ходили колоннами, вспоминает солдат. Об афганской войне мы знаем лишь по экранам телевизоров. Мы привыкли к миру и не представляем себе  перестрелок, смерти.

- Звуки перестрелок пугают лишь в начале службы и когда до возвращения домой остаются считанные дни. В остальное время на них не обращаешь внимания. И мы в первые дни прятались, услышав свист пуль, а солдаты, которые прибыли раньше нас, не обращали внимание. Со временем и мы привыкли, - сказал афганец. – Пролетевшей со свистом пули бояться не надо, она уже тебя миновала. А той, которая попадет, говорят, и не слышно. Слава Всевышнему, пуля меня не настигала, а вот на мине мы подорвались.

Это случилось в ноябре в городе Баглан. Совсем скоро, весной, они должны были вернуться домой…

- Мы осматривали улицы города, - продолжил афганец. – Там было семь улиц, только центральная была заасфальтирована. Вот прошли одну улицу, другую… и вышли к перекрестку. Смотрю: с одной стороны есть мои следы, а другая улица чистая. На мой вопрос: «Куда?» командир сказал: «Налево», и тут прогремел взрыв. Остальное не помню. Оказалось, мы подорвались на противотанковой мине. В результате взрыва нас волной выкинуло из машины, когда я пришел в сознание, то лежал на краю дороги, машина дымилась, все суетились. Из ушей, носа шла кровь. Нам повезло, что мы были в открытой машине, в закрытой  точно не выжили бы. В машине сзади моего места осталась дыра. Тогда мне сказали, что я родился в рубашке.

После этого он около недели пролежал в медчасти. Выздоровив, службу продолжил в том же полку. С границы привез себе другую машину. А тех солдат, у кого до окончания службы оставалось три месяца, на военные операции не брали.

В Афганистане ему пришлось много раз видеть смерть, ранения таких же молодых, как и он, ребят. Он и сам спас 25 своих сослуживцев, оставшихся в окружении. Грузовой самолет, чтобы вернуться домой,  ждали не только солдаты, но и гробы, говорит он. На сегодняшний день грудь ветерана украшают медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «От благодарного афганского народа», «Воин-интернационалист СССР».

Также ветеран вспомнил и о тяжелой жизни местных жителей.

- Там природа богата на горы, растения не растут, только на низменностях на берегах рек, водоемов есть растительность, поэтому эти места называли «зеленкой», - сказал он. – Люди, которые жили на низменностях, берегах рек, занимались выращиванием риса. Большую часть работы выполняли вручную, быками, деревянными плугами обрабатывали землю. Позже стал слышен гул тракторов. Электричества, газа и других бытовых удобств не было. 

А дома были построены из саманного кирпича, сделанного из смеси земли и соломы.
Айдар Садриев снялся и в документальном фильме об Афганистане. Говорит, что там освещена вся правда. Только он не смог вспомнить название фильма. 

Вернувшись в родные края, он отучился в строительном институте. Всю жизнь трудился прорабом, мастером дорожного ремонтно-строительного участка «Кукмор» общества «Татавтодор», затем на базе был ответственным за электро-, газовое хозяйство. Но работу из-за здоровья пришлось оставить. Впрочем, мой односельчанин не из тех, кто сидит сложа руки: из железа он изготавливает различные изделия, проводит электричество, выполняет другие работы. С супругой Кларой воспитали двух детей. Дочь в этом году оканчивает медицинский институт, а сын работает в Уссурийске.

Афганцы – единый народ, чья дружба испытана войной. Поэтому они активно участвуют в различных встречах и мероприятиях. И Айдар абый старается не пропускать их. С удовольствием посещает и встречи, организованные в Большесардекском сельском поселении, районе.
 

фото: Ризиля Курбанова/ "Трудовая слава"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU