Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
Последние новости

Вячеслав Гордеев: «Мы не догадывались что охраняли»

26 апреля — Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

Вячеслав Гордеев из деревни Старая Юмья служил на Семипалатинском ядерном полигоне в Казахстане, который считается одним из самых опасных радиационных объектов. Однако в то время молодой парень даже не представлял, насколько это было рискованно.  

Жизненный путь Вячеслава Ивановича полон трудностей и испытаний, которые начались еще в детстве. Но он не жалуется, а сегодня, с благодарностью проживая каждый день с супругой, радуется успехам своих детей — дочери Оли, сына Артема, а также внучек.  

— Мои родители, Ольга и Иван, были родом из этой же деревни. У них родилось семеро детей. Я был шестым ребенком в семье. Но когда мне было пять лет, мама умерла от онкологической болезни, а в третьем классе погиб и отец — он попал в аварию. После его смерти мачеха отправила меня и младшего брата в интернат в поселок Ямное Вятско-Полянского района. Остальные были старше нас, уже самостоятельные, и, по всей видимости, зажили своей жизнью. А мачеха осталась жить в доме со своей родной дочерью. Хоть и не было у нас с ней теплых отношений, наверное, мне хотелось вернуться домой. Я несколько раз сбегал из интерната, но меня ловили и возвращали обратно. Сейчас этого интерната уже нет, но мы до сих пор общаемся с теми, с кем там жили, — вспоминает он свое детство.  

У Вячеслава Ивановича был старший брат, который уехал учиться в Рязанскую область. Однажды, вернувшись домой, он был шокирован, что остальных детей нет, и тогда выгнал «мать» из дома. До 8-го класса Вячеслав жил в интернате, пока его старшая сестра Катя, не забрала его обратно в родную деревню. 9–10 классы он окончил уже в Ош.Юмьинской школе. В 1986–1988 годах юноша служил в армии.

— Неделю мы ехали в поезде, но не знали, куда нас везут. Сначала нас разместили на карантин в Семипалатинске, а потом отправили на ядерный полигон. Он находился в голой степи — ни деревца, ничего живого вокруг, только пустота. Мы жили в казармах, а на полигон нас возили на автобусах. Кормили хорошо. Так как город был далеко, мы никуда не ходили. У нас там был свой магазин. Помню, покупал лепешки за восемь копеек. За два года службы нас ни разу не отпускали в отпуск, — рассказывает Вячеслав Иванович.  

Солдаты стояли на оцеплении на полигоне, когда проходили колонны, несли караульную службу. По словам Вячеслава Гордеева, они сами не понимали что охраняли. Он помнит, что там были большие бочки, но что в них не знали. Всё было строго засекречено. Они даже подписывали документ о неразглашении на пять лет.  

— Испытания на полигоне проводились как на поверхности, так и под землей. Однажды во время дежурства гора дала трещину, и оттуда повалил густой дым. В этот момент все офицеры разбежались кто куда, а мы остались на месте — покидать пост было нельзя. К счастью, гора выдержала, но это было очень страшно. А наземные взрывы мы наблюдали издалека. Во время испытаний всех солдат, кроме дежурных, выводили на плац. Земля качалась, и мы вместе с ней, стекла в зданиях вылетали… Даже американцы приезжали проводить испытания, — вспоминает наш земляк.  

Молодым солдатам не объясняли, что они охраняют, и они даже не догадывались, насколько эти испытания были опасны для их здоровья из-за радиации. И уровень их облучения никто не проверял. Вячеслав Гордеев служил вместе с Расимом Шайфуллиным из деревни Ошторма Юмья, но тот уже умер.  

— Я хожу на мероприятия в районе, но связи с сослуживцами у меня нет. Тогда мы даже не обменивались адресами и телефонами — всё было слишком секретно. Нам даже не разрешали делать альбомы на память, не давали значки. Перед дембелем нас тщательно проверяли, обыскивали, — говорит он.

После армии Вячеслава Ивановича встретила сестра Катя. Сейчас она живет в деревне Старый Каенсар. Парень сначала устроился в колхоз, потом начал работать на стройках, и до сих пор продолжает этим заниматься. Спутницу жизни ему далеко искать не пришлось – семейное счастье Вячеслав Гордеев обрел, женившись на соседке, Татьяне. Они познакомились в клубе. Татьяне парень-гармонист сразу пришелся по душе, и она обратила его внимание на себя. А музыкальным Вячеслав Иванович был с самого детства. В первом классе он самостоятельно научился играть на гармони «Вятка», которую ему подарил отец. В третьем классе отец купил ему гармонь побольше. После школы он даже поступил в Елабужское училище культуры, но из-за призыва в армию пришлось оставить учебу, а потом уже не довелось ее продолжить. Его супруга Татьяна Сергеевна тоже хорошо поет, но сейчас, по ее словам, на это у нее нет времени. Сегодня она работает в седьмой больнице города Казани. Герои моей публикации отшучиваются, что, возможно, на пенсии у них будет больше времени для песен и танцев.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев