Василя Асхадуллина из деревни Ядыгерь и коня на скаку остановит
Действительно, Василя апа женщина боевая. Так о ней в Ядыгере отзовется каждый, кого ни спроси. Тут все в один голос скажут, что она и лошадь запряжет, и трактор заведет, и на комбайне поедет, а если будет нужно, то споет и спляшет.
А вы когда-нибудь видели бабушку, которая в свои 74 года, за рулем мотороллера разъезжает по улице? Вот Василя Асхадуллина из деревни Ядыгерь легко может это сделать.
- Василя апа, вот смотришь на Вас, и забывается усталость, поднимается настроение. Откуда в вас столько энергии?
- На все воля Всевышнего, я человек верующий. И моя мама Минзифа была верующим, набожным человеком. Я заботилась о маме до ее последнего вздоха, она умерла у меня на руках. В свое время я была коммунистом, но и тогда от Бога не отступилась.
- Вспомним былое...
- Работали с малых лет, трудились в колхозе «Восток». Была председателем районного клуба «четырехтысячников». Активно участвовала в партийных собраниях, конференциях. Наш колхоз стал первым, кто за год надоил 4 тысячи литров молока с коровы. Отсюда и пошло название клуба. У штурвала колхоза стоял Гафият абый, он и тогда был передовым. Я работала учетчицей, затем заведующей фермой. Но одним этим мои обязанности не ограничивались, и корову доила, и за бычками ухаживала. Затем меня назначили заведующей столовой. В общем, я сумела реализовать себя в жизни с разных сторон.
- Вы сказали, что даже будучи коммунистом, были религиозны.
- Однажды в одной из соседних деревень открывали новую мечеть. Тогда председатель сельсовета в присутствии собравшихся людей сказал мне мол, ты же коммунистка, что ты тут делаешь? Тогда я встала и сказал ему в ответ: «Я не отреклась от веры, даже будучи коммунистом. Коммунист – это мирская позиция, а сюда я пришла ради веры». Он ничего не смог возразить. Я в то время еще не училась в Кукморском медресе, знала лишь несколько молитв. Выйдя на заслуженный отдых, три года отучилась в медресе, стала дипломированной абыстай. Выдали свидетельство об окончании. В нашей деревне главная абыстай – Разия Самиева. Она после окончания Кукморского медресе, продолжила учебу в медресе «Мухаммадия» в Казани. Я считаюсь ее помощницей. Мы всегда вместе, всегда советуемся друг с другом. Подготовка покойника к последнему пути, главным образом, на мне: совершение его ритуального омовения, одевание в саван. Если кто-то умер, то звонят и приглашают меня. Оказывается, проводила в последний путь уже 132 человека.
- Не боитесь такой работы, Василя апа?
- Нет, не боюсь. Первым, кого я омыла была сестра отца. Я тогда еще не училась в медресе, всему научилась у матери. Работали с Газзой апой, советовались с ней. И после этого я много раз совершала ритуалы омовения.
- Во снах покойники не тревожат?
- Нет.
- Возможно, кто-то из них остался в памяти?
- Мужчина, который погиб в огне. Он напоминал головешку. Мужчины опрыснули его водой и побоялись кроить саван. Я попросила прикрыть его и начала сама кроить. Когда приходится омывать детей, всегда глубоко переживаю. Омыла трех новорожденных. Разные бывают покойники. Не видишь, не смотришь ничего лишнего и понятно, что ни с кем не обсуждаешь.
- Василя апа, а Вы сами не боитесь смерти? Не испытываете страха перед могилой?
- Нет, не боюсь, ведь таков закон жизни и этот час все равно настанет. Чтобы не испытывать страха перед смертью, нужно жить достойно.
- Может, и молодость свою вспомните?
- Я 1947 года рождения. Детство пришлось на очень тяжелые годы. В младенчестве страдала болезнью глаз: не могла смотреть на свет, оказывается, даже кормили меня в темном углу. А сейчас, слава Всевышнему, читаю без очков. Нас в семье было пятеро детей, я росла с четырьмя братьями. Мама была человеком добрым, честным, богобоязненным. Мой жизненный путь был ухабист и тернист. Старший сын Дамир - от первого брака. В 1966 году в деревне стали проводить электричество, приехали рабочие. Один из них жил у нас. Мы с ним подружились, начали встречаться, но как-то разругались. Окончив 11 классов, я отправилась в Атню поступать в зоотехникум. Он тоже ехал в этом поезде, а когда добрались до станции Корса, вызвал меня, якобы, сказать мне пару слов, а сам выкинул мой чемодан из вагона и меня вслед за ним. Поезд ушел, а я со слезами на глазах направилась в сторону их дома. На следующий день за мной приехал отец. Возвращаться я отказалась, тогда это считалось постыдным. Уехали с мужем в город Караганду, где прожили пять лет. Работала на шахте. Только вот семейная жизнь не сложилась: супруг пил, сильно ревновал. Когда вернулась на малую Родину, то всего один раз получила от него алименты в размере чуть больше одного рубля. «Живи, от работы не укрывайся, боясь алиментов, а это тебе на «бутылку», - написала я на обратной стороне «извещения» и отправила деньги обратно. Тут же написала заявление о том, что отказываюсь от алиментов. Радуюсь, что живу на родной земле, хожу на своих ногах. Иногда думаю, останься я там, дожила бы до сегодняшних дней? Второй супруг Рифкат принял Дамира как родного, за что я ему благодарна. У нас родилось еще двое детей.
- Значит, мечта стать зоотехником не сбылась...
- Да, хоть и не смогла получить соответствующего образования, но с молодого возраста исполняла функции ветеринара. Если у кого корова не может отелиться, овца окотиться, звали меня. Животноводство всегда мне было по душе. Кастрировала баранов, бычков. Времена, когда я работала в животноводстве, были хоть и тяжелыми, но интересными. На работу приходилось вставать в 3 утра. А ведь и домашних хлопот хватало. Когда работала бригадиром, ездила верхом на лошади.
- Я знаю что один из высокопоставленных руководителей, приехав в ваши края и увидев на столе бэлеш, всегда говорил, что отведает его, если только он Вами испечен. Поделитесь своим уникальным рецептом?
- Выпекаю в печи, в моем бэлеше нет ничего оригинального. Добавляю немного гусятины для жирности и сочности. В тесто кладу масло, магазинную сметану. Еще я готовлю на свадьбы чак-чак, украшаю гуся.
- О Вас односельчане говорят, что Вы неплохо играете на гармони, танцуете.
- Когда я учился в первом классе, брат научил меня играть на тальянке «Шомыртым» («Черемуха»). На «двухрядке» училась играть заново. Никогда не могла остаться равнодушной, когда слышала гармонь, непременно шла туда. Теперь, к сожалению, звуки этого музыкального инструмента звучат в деревне не часто. Иногда летом мы с семьей играем на сабантуях, на отдыхе на природе. А в будни беремся за него крайне редко. Дамир и Райнур тоже играют на гармони. Татарский танец «Чабата» («Лапти») я танцую с самого детства. До сих пор на праздниках просят станцевать. В районном конкурсе «Ак яулыклы эбилэр» («Бабушки в белых платочках») я заняла первое место. В конкурсе мунаджатов в Арске стала второй.
- Ваша дочь Раиля, которая работает фельдшером в отделении «Скорой помощи», как-то охарактеризовала Вас как мирового человека, главного советника на селе.
- Я воспитывала детей не только пряниками, им тоже нелегко приходилось. Как-то старший сын Дамир, не предупредив меня, ушел в кино. Хоть дома дел было невпроворот! Отыскала его, вытащила из клуба. Младший Райнур также был непоседой. О нем в декабрьском номере газеты вышла объемная статья (прим. авт). Помню, работала кладовщиком на зернотоку. Взяла с собой Райнура на работу. Смотрю, а он сидит на длинной, высокой «ленте». Испугавшись, что, если превышу голос, то он упадет, мы потихоньку спускали вниз ленту с зерном. Характером Райнур пошел в меня. Такой же решительный, не боится работы. Несмотря на инвалидность по зрению, много работает и ведет активный образ жизни. В его руках любая работа спорится. И я не из тех, кто бросает начатое дело на полпути. Если что-то задумала, непременно воплощаю в жизнь. А вот Раиля папина дочка. Ей отцовской ласки досталось сполна. Когда нужно было уговорить Рифката, всегда действовали через Раилю, потому что ее слово было для него законом (улыбается).
- А прошлым летом Вы еще и на мотороллере разъезжали?
- Я же на ферму ездила на мотоцикле. Вот и села за руль, чтобы проверить, не утратила ли навыки. А вождением машины я никогда и не интересовалась.
- Может, что-то хотите сказать напоследок, Василя апа?
- Радуюсь сегодняшнему состоянию нашего хозяйства. Было время, когда казалось, что оно вот-вот протянет ноги. Сейчас человека труда ценят, вовремя выплачивают заработную плату, выдают корма для скота. Жаловаться нет причины. Поэтому и руководителям от всей души говорю «спасибо».
Фото: Лилия Нургалиева/ «Трудовая слава»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев