Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Последние новости

Уроженец деревни Копки Маулит Минегалиев прошел огненные дороги Афганистана

Парни, побывавшие в афганской войне, не любят об этом вспоминать. Видимо, не хотят бередить старые раны. Вот и когда начала расспрашивать уроженца деревни Копки, прошедшего огненные дороги Афганистана, на сегодняшний день проживающего вместе со своей семьей в Казани Маулита Минегалиева, голос выдавал волнение.

- Маулит Вагизович, хоть и прошло более тридцати лет, но эта трагедия не забывается до сих пор?

- Да, меня будто вчера призвали в армию. Это была весна 1983 года. Пройдя в городе Самарканд Узбекистана военную подготовку, в конце мая меня с группой солдат отправили в Афганистан. Самолет приземлился в Кабуле – столице страны. День был очень жарким. Запомнилась песчаная буря, песок был везде: в глазах, во рту и ушах. Нас распределили в 58 автомобильную бригаду, расположенную в районе Теплый Стан. Я был водителем КамАЗа, из города Хайратон возил различные грузы и строительные материалы для возведения казарм. Расстояние было неблизким: приходилось ехать два дня туда и столько же обратно. Наверное, тогда сделал рейсов 50. Было непросто ездить по горной дороге, расположенной на высоте около четырех километров и проезжать сквозь тоннель Саланг. Наверное, не зря ее назвали «дорогой жизни». Были и нападения на нашу колонну, во время которых погибали боевые товарищи. До сих пор помню, как вражеская пуля прошла сквозь кабину, попала со спины прямо в сердце солдата. Потом мы засомневались, мол, не дело ли это рук афганского парня, который сидел позади него?! Ведь, возможно, он был на стороне душманов.

- Получается, вы еще оказывали и помощь раненым…

- Да, я не мог спокойно смотреть на их страдания. Спешил перевязать раны, пригодились и знания, полученные в школе во время уроков по начальной военной подготовке. После этого меня перевели санинструктором на санитарную машину УАЗ. Здесь я увидел разные ранения. Климат в Афганистане суровый, поэтому у некоторых бойцов на ногах появились язвы. Лечил и их. Отслужив два года, остался еще на два года по контракту.

- Неужели не хотели живым и здоровым скорее вернуться домой? Не боялись, что погибнете?

- Мой родной брат – военный, был офицером. И он посоветовал остаться, и я сам к этому вопросу отнесся философски: ведь, как говорится, если пробил твой час, то смерть может настигнуть в любом месте. Таким образом, я продолжил службу медбратом. Вернувшись из армии, также пошел по этому пути и поступил учиться в Казанское медицинское училище. Получил специальность зубного техника. И я снова направился в военный комиссариат, по привычке хотелось работать в воинской части. Тогда в стране была непростая ситуация: началась перестройка, поэтому найти свое место в обществе было нелегко. Меня отправили в Венгрию, поддержал в этом и отец Вагиз. «Такие парни, как ты, пробуют себя за рубежом», - сказал тогда он. В Венгрии меня назначили в артиллерийский полк санинструктором. Как оказалось, там не было зубного врача, после переучебы в медсанбате, на меня возложили эту обязанность. В девяностые годы переехал в Германию, четыре года проработал в госпитале. Затем трудился заведующим медпункта, фельдшером. А когда заканчивался вывод советских войск из Германии, пришлось вернуться и мне. Проработал фельдшером в Казанском артиллерийском училище и по выслуге лет вышел на заслуженный отдых.

- Не доводилось ли вам в Афганистане воевать вместе с вашим односельчанином Наилем Латыповым, который погиб, выполняя свой интернациональный долг?

- Нет, Наиль был на год меня старше, поэтому и в армию он ушел раньше. Он был моим близким другом. Мы вместе выросли, ходили в школу, делали уроки. Весть о его смерти я воспринял тяжело. И каждый раз, когда приезжаю в отчий дом к семье родного брата, я иду на кладбище и читаю молитвы за упокой души родителей и друга. К слову, именами четырех земляков, которые погибли в Афганистане, планируется назвать улицы Кукмора, тем самым увековечить их. Афганец из Туембаша, председатель районной организации инвалидов войны Рашит Шакирзянов организовал установку мемориальных досок в честь товарищей, которые погибли, выполняя свой интернациональный долг, или скончались после возвращения.

- Как я поняла, Афганистан для вас – вечная рана в сердце солдата. Вы ведь еще руководите и общественной организацией афганцев Советского района Казани.

- Да, я стараюсь помочь обратившимся ко мне ветеранам. Также в школах проводим беседы по патриотическому воспитанию, рассказываем учащимся о военных событиях.

- Оказывается, вы собираетесь издать книгу о земляках, которые приняли участие в афганской войне, с их воспоминаниями. Это очень нужное и благое дело. Когда же книга увидит свет?

- Действительно, сколько молодых жизней унесла эта война, сколько искалечила, и вернувшиеся оттуда ребята, наверняка, живут тяжелыми воспоминаниями. Работаем над тем, чтобы все это оставить в истории. Тексты редактирует уроженец деревни Туембаш, участник Афганской войны Фарит Валиев. На сегодняшний день черновой вариант книги находится в Кукморском краеведческом музее. Планируем, что этот сборник увидит свет к 30-летию вывода советских войск из Афганистана.

- Скажите, пожалуйста, пару слов и о семье.

- Вместе с супругой Ильмирой делим печали и радости. Ей довелось побывать вместе со мной и в Германии. Воспитали двух дочерей и сына. Сын Ильфат служит в Чите, получил три высших образования, планирует остаться на военной службе.

- Спасибо за беседу. Желаем вам удачи в ваших благих делах.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев