Светлана Галимуллина: Мне очень хочется встать на ноги, прогуляться по Кукмору
Кукморянка, которая прикована к постели уже 20 лет, служит примером жизнелюбия.
После знакомства со Светланой и Эльвирой Галимуллиными я долго не могла подобрать слов для начала своего повествования. Потому что душу одолевали смешанные чувства жалости, восхищения и безысходности от осознания того, что ничем не можешь помочь таким людям.
Об этой семье мне рассказала надомный социальный работник Алсу Сабирова. «Я все больше удивляюсь жизнелюбию и стойкости Светланы. Она ведь уже 20 лет прикована к постели. Подумать только, двадцать лет!» - сокрушалась Алсу.
...Дверь тихонько открыла Эльвира. «Проходите, проходите», - послышался из соседней комнаты бодрый голос ее матери, словно она обращалась к давней знакомой. Хоть поначалу у меня и были сомнения, получится ли завязать оживленную беседу, но в процессе общения со Светланой я и не заметила, как пролетели три часа.
О Светланиной жизни до болезни можно рассказать в нескольких предложениях. Она выросла в Кукморе, в доме, который в простонародье именовался «ИТР». Получив 8 классов образования, поступила в профессиональное училище, работала на валяной фабрике, вышла замуж за молодого человека по имени Равиль, у пары родилась дочь, Эльвира. Вскоре не стало мужа, затем и отца. Женщина устроилась на работу на Кукморский элеватор. И однажды во время обеденного перерыва в результате случайного падения она получила серьезную травму руки - вывих локтевого сустава. После начались настоящие муки: безрезультатное лечение, обивание порога врачей. Уколы, лекарства, таблетки никакой пользы не приносили, врачи лишь разводили руками и назначали новое лечение. Но и оно не помогало.
- Светлане путь от больницы домой давался нелегко. Она выбивалась из сил и была вынуждена останавливаться на каждой остановке, чтобы перевести дух. Жаловалась, что, видимо, плохо себя чувствует из-за лекарств, которые принимает, - вспоминает ее мама, Зоя Федорова. – Поскольку лечение, назначаемое местными врачами, результатов не давало, решили поехать в Казань на томографию. В то время хоть и с трудом, но Светлана еще передвигалась на своих ногах. Вроде прошло двадцать лет, а до сих пор не забывается: помню, прошли томографию, но не успели на последнюю электричку в Кукмор. Тогда врач по фамилии Шарипов, бросив все свои дела, позаботился о нашем ночлеге. И сейчас с благодарностью вспоминаем его. К сожалению, и лечение в больницах Казани результатов не дало. Вскоре у Светланы отказала одна нога и рука, ее парализовало.
Через несколько лет у Светланы диагностировали рассеянный склероз. Сложно сказать, протекала ли у женщины эта болезнь в скрытой форме, когда она проходила лечение от своих недугов, или развилась уже на его фоне. Но именно она сделала ее инвалидом первой группы.
Условия проживания в доме ИТР были непригодными не только для больной Светланы, но и для тех, кто за ней ухаживал. К их счастью через двенадцать лет по государственной программе переселения жильцов из аварийных домов они получили ключи от нового жилья. Светлана вместе с Эльвирой переехала в однокомнатную квартиру в новом доме по улице Гафиятуллина.
- Слава Богу, что у нас есть такая квартира со всеми удобствами, - говорит она. – По этой же программе мама и брат поселились по соседству. Когда жили в ИТРе, с трудом топили печь, все удобства были во дворе. Потолок был разрушен, лестница - в плачевном состоянии.
Пожалуй, за три часа нашей беседы это была единственная от нее жалоба, а все остальное время она шутила, улыбалась. Моя собеседница не скрывает, что в течение нескольких лет в минуты отчаяния она плакала навзрыд. «И сейчас иногда на глаза наворачиваются слезы. Бывает, и Эльвиру чувства переполняют, тогда рыдаю с ней за компанию», - говорит она с улыбкой.
Вот уже несколько лет у Светланы нет возможности не то, чтобы выходить на улицу, но даже наблюдать за происходящим с балкона. За жизнью она смотрит только из окна.
- Меня на диван-то сажают с трудом. Весь мой мир крутится вокруг этого дивана, - говорит она, указывая рукой. - Куда денешься, видимо, на роду моем так было написано. Бывает, проснусь ночью, уснуть уже не могу, но о прошлом стараюсь не думать. С одноклассниками, особенно с Майей, Ильшатом, Лидией, часто созваниваюсь, они и проведать меня заходят. В ватсапе есть своя группа. Мне очень хочется встать на ноги, прогуляться по Кукмору. Как-то показали снятое на коптер видео с видами нашего города, он очень изменился, преобразился. Заслышав музыку по телевизору, начинаю делать физкультуру - разминать плечи. И своим легким даю небольшую «нагрузку». Люблю фотографироваться. Бывает, дочка принарядит меня, как куклу, прически сделает.
Тем временем, заметив взгляд Эльвиры, как будто говорящий «а не чересчур ли ты себя нахваливаешь, мама», Светлана с хитрым прищуром обращается ко мне: «Вот такая уж я». Действительно, она оказалась человеком с чувством юмора, не лишенной иронии и умеющей шутить еще и над собой. Светлана с легкостью разбавляла болезненный рассказ о пережитом юмором, переводила серьезные темы в шутку. Как правило, общаясь с теми, кто прикован к постели, невольно просишь про себя Всевышнего уберечь от подобной участи тебя и твоих близких. Хоть моя новая знакомая вот уже двадцать лет прикована к постели и лишена радости движения, полнокровной жизни, к ней не хотелось испытывать жалости. Да, ей можно посочувствовать, но жалость в отношении влюбленного в жизнь человека и умеющего ей радоваться, наверное, была бы для него оскорбительной.
- Нельзя поддаваться унынию. Это большой грех. Вот только вчера мне вставили зубы. Они начали выпадать сами собой, я стала походить на старушку. Теперь хоть могу нормально есть, - продолжила свой рассказ Светлана. - Я в доме выполняю функцию системы оповещения. Напоминаю дочери вечером проверить, заперта ли дверь, выключены ли свет, газ.
Я уже говорила, что дверь нам тихонько открыла Эльвира. Оказывается, и она – инвалид 1 группы. Я не осмелилась спросить, что стало причиной этого: забота о матери с подросткового возраста или что-то другое. 35-летняя Эльвира очень воспитанный и спокойный человек. Она страдает головными болями, но, несмотря на свой недуг, находит силы ухаживать за больной матерью и на другие дела. Впрочем, на сегодняшний день их основными помощниками являются брат, Валерий, 85-летняя мама, Зоя апа, и социальный работник Алсу Сабирова.
Вот и Алсу поделилась, что Светлана, которой в октябре исполнится 55 лет, живет красивыми планами на будущее.
- Давно планирует прогулку с одноклассниками, выйти на природу, на шашлыки. Она даже попросила купить ей новую одежду. Но, к сожалению, из-за коронавируса пришлось затею отложить. Светлана любит, когда к ним приходят гости. А желающих их проведать, к счастью, немало. На праздники помощник прокурора района Рамиль Зайнутдинов с супругой Сириной радуют гостинцами.
За разговором стало известно, что Светлане, как инвалиду 1-й группы, выдают памперсы, пеленки, из расчета по две штуки на день. К сожалению, этого в сутки просто недостаточно. Поэтому они вынуждены докупать сами пачку за 1600 рублей. По словам женщин, у них каждая копейка пенсии строго распределена, так как нужно покупать еще и лекарства.
Вспомнили и годы работы на элеваторе.
- Наш старший мастер Муслима Хузина была очень хорошим человеком. Даже когда я слегла, заместитель директора Валентина Александровна часто навещала меня в ИТРе. Как, интересно, у нее дела, не видно ее? – интересуется Светлана.
Валентина Трофимова жива, здорова. Нашли ее номер телефона, пообщались. Как оказалась, она хорошо помнит свою работницу. «Светлана выполняла разные работы на элеваторе. Была трудолюбивой, жизнерадостной, отзывчивой. И вагоны разгружала, и за другие работы бралась, засучив рукава. За свой труд была награждена Почетными грамотами», - сказала Валентина Александровна, записывая новый адрес и номер телефона Светланы.
Перед тем, как завершить свою публикацию, я еще раз позвонила Светлане. «Приходи, в духовку поставили шашлык, посидим, поболтаем», - приглашала она. Приду, Светлана, обязательно приду. Ведь такие сильные духом люди, которые не взирая на свалившиеся на них удары судьбы умеют радоваться жизни, служат примером всем нам, в особенности тем, кто любит жаловаться на жизнь даже по мелочам.
Фото: Лилия Нургалиева/ «Трудовая слава»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев