Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Последние новости

Очан: Все мы гости в этом мире

Проживающая в селе Нижняя Русь Александра Игнатьевна, она же Очан, является живой свидетельницей переломных в истории страны моментов.

В моей родной деревне Нижняя Русь живет перешагнувшая 90-летний рубеж пожилая женщина по имени Очан. Я давно намеревалась расспросить ее при встрече об истории села и ее собственной жизни. Наконец, мне представилась такая возможность. Мы с ней долго сидели и вспоминали людей, которых уже давно нет на этом свете, и события давно минувших дней, которые время начало стирать из памяти людей. Ведь моя односельчанка является живой свидетельницей переломных в истории страны моментов – периода коллективизаций, политической репрессии, Великой Отечественной войны… Но сегодня я поведу речь не об исторических событиях, а об истории самой Очан апы. Ведь история страны складывается из истории отдельных человеческих судеб.

У истоков. «Мама – голубых кровей»

- Мое полное имя Александра Игнатьевна. Но и муж, и односельчане всегда называли меня Очан. Я по национальности удмуртка, родилась весной 1929 года в деревне Старая Уча. В этом году мне исполнился 91 год, - начала свой рассказ пожилая женщина. – Моя бабушка по материнской линии принадлежала к числу зажиточных людей деревни Старая Уча. Мама, Татьяна, родилась в большом двухэтажном доме, росла в достатке. Она вышла замуж за своего односельчанина, Игната, и родила нас – троих детей, двух девочек и одного мальчика. Но их семейное счастье рухнуло с началом коллективизации, когда зажиточных людей начали выгонять из деревни. Родителей мамы с сыновьями сослали в Магнитогорск. Мама со слезами на глазах рассказывала, что за ее близкими из района приехал конвой, как будто они были преступники какие-то, и им даже не дали возможности проститься. Дом конфисковали под нужды колхоза, на первом этаже разместили столовую и пекарню. На втором открыли клуб для сельской молодежи. Мама все это очень тяжело переживала и в 1937 году покинула этот мир, оставив троих детей на отца. Я тогда училась во втором классе. Через один-два года отец женился вторично. Он взял в жены женщину из деревни Пойкино по имени Анастасия, у которой был сын. В 1940 году у них родился общий ребенок – наш младший брат Николай. В 1941 году, в первый год начала Великой Отечественной войны, отца мобилизовали. Мачеха осталась с пятью детьми на руках. На наше счастье, эта женщина стала для нас мамой в полном смысле этого слова, была очень добра и внимательна к нам. И в войну держала корову. Анастасия не разделяла нас, детей, ко всем относилась как к своим, сама не доедала, лишь бы мы сытыми были. С Божьей помощью, отец вернулся с фронта живым. В 1946 году в нашей семье снова было пополнение – родилась наша самая младшая сестренка. Но, к сожалению, наша семья не долго была полной. Когда младшенькой еще и года не было, Анастасия умерла. Мы очень тяжело переживали ее смерть. Отец, которому на тот момент было только 42 года, больше не женился. Но он сумел стать для нас и отцом, и матерью. Папа и хлеб сам пек, и по дому хозяйничал, стирал, еще и в колхозных работах не был в числе отстающих. Мы, дети, конечно, старались помогать ему как могли, но пережитое на фронте, боль утраты уже второй по счету жены сильно подорвали его здоровье. Отец скончался в возрасте 62 лет в 1966 году, успев поставить нас на ноги. Даже младшей сестренке к той поре было уже 20 лет.

Очан апа: «Все мы гости в этом мире»

- Я очень рано повзрослела. Нашему поколению, «детям войны», довелось пережить много лишений, тяжелый физический труд. Между работой в колхозе ходила на кукморский рынок продавать картофель, преодолевая расстояние в 25 километров. Доводилось вместе с односельчанками пешком доставлять из удаленной от нашей деревни на 50 километров деревни Гурьевка посевной материал. 
В 1953 году вышла замуж за Василия Андреева из деревни Нижняя Русь. У нас родилось три дочери. Несколько лет проработала в сельской школе. Ранним утром, до прихода учеников, отапливала классные кабинеты, наводила в них чистоту. Дрова для вечерней топки заготавливала и складывала также сама. Также на меня были возложены заботы о школьном участке, уборке и размещению урожая с него. Школьную смородину носила коромыслами на таканышский рынок на продажу, преодолевая пешком путь в 12 километров. На вырученные деньги покупала хозяйственный инвентарь для школы. Ученики помогали поливать, копать огород, но я еще ухаживала за 500 кроликами, которые были у школы на содержании. Трижды в день скашивала для них сочную зеленую массу, а они плодились без конца. Но я добросовестно исполняла свои обязанности, хоть и было тяжело, особенно в дождливую погоду, когда приходилось тянуть груженую бесконечно вязнувшую тележку с полей. На школьное имущество не покушалась, кроликов ни живьем, ни мясом домой не уносила. Оставив работу в школе, 15 лет проработала в колхозе на протравливании семян. К сожалению, я повторила судьбу отца, оставшись вдовой в 36 лет. Слава Богу, смогла поставить дочерей на ноги, благополучно выдать их замуж. С зятьями мне повезло, дочки выбрали в спутники жизни достойных, хороших мужей. У меня шесть внуков. На жизнь не жалуюсь. Меня поздравить с 90-летием пришли из администрации района. Я поблагодарила их за внимание и пожелала, чтобы нам довелось встретиться с ними вновь уже по случаю моего 100-летия. Ведь хоть мы и гости в этом мире, покидать его не хочется.

С мужем повезло

Василий Андреев родился в 1928 году. Когда началась Великая Отечественная война, его отца, Андрея, призвали на фронт. В тот момент он работал директором школы в Балтасинском районе. В первый же год войны мужчина пропал без вести. Его супруга, Мария, отдала Василия на воспитание свекрови, а сама снова вышла замуж за односельчанина с тремя детьми. Женщина очень хотела забрать собственного ребенка в новую семью, но испугалась того, что он может оказаться в ней лишним. Ведь сестра нового мужа – старая дева была очень скверного нрава. 13-летний Василий тяжело переживал выбор матери. Но бабушка Анастасия не стала обвинять невестку в ее решении и окружила внука любовью и заботой. Хоть Василий общался с матерью, «мамой» стал называть свою бабушку. Юноша вырос достойным человеком. Так что его бабушке, потерявшей на войне троих сыновей, краснеть за него не приходилось. Василий никогда не курил, не пил. И характера был хорошего. Даже после женитьбы Василия 11 лет жили вместе с бабушкой Анастасией и ее детьми.

В 1963 году Василий, вознамерившись построить собственный дом, устроился работать на подстанцию колхоза. В этой работе мужчину привлек рабочий график два на два. У Василия в руках и так работа спорилась, а, наняв на подмогу еще человек, он очень скоро отстроил добротный дом с баней. Но, к сожалению, в новом доме ему довелось прожить лишь год. В октябре 1965 года он трагически погиб в результате удара электрическим током. Сложно было представить, что к этим трагическим обстоятельствам привела халатность жителя деревни. Имя косвенного виновника смерти мужа Очан апа узнала лишь спустя 30 лет.

Всегда были единым целым

- Когда отец погиб, мне было 10 лет, Гале – 7, а самой младшей, Маргарите – всего три годика. Он был очень мягким человеком. Случись нам разбить что-то в доме в результате детской шалости, никогда не наказывал, поэтому мы всегда сознавались в провинности ему, а не маме, - вспоминает годы детства старшая из дочерей, Аля.

- Как-то раз заляпали новый стол чернилами, - присоединилась Галя. – Чтобы мама не узнала, мы с папой быстро все вытерли и накрыли стол клеенкой. Лишь после смерти отца рассказали об этом случае маме. У папы руки были золотыми, он даже сам шил для нас обувь. Маму никогда не ругал, что одних девчат рожает. Когда родилась наша младшая сестра, на выписку из роддома мы поехали все вместе. Помнится, папа тогда сказал маме, что третья дочка родилась еще краше, и поблагодарил ее. Мама научила нас всему. Мы даже могли самостоятельно обнести огород забором, заменить половицы, соединить электропроводку. Хоть нам очень хотелось выучиться профессии, к сожалению, мама не достаточно для этого зарабатывала. Но и в этой ситуации нашли выход из положения. Сперва Аля, устроившись на работу на завод, дала мне возможность отучиться в техникуме. Затем я стала работать бухгалтером в колхозе, а сестра пять лет отучилась в Глазовском педагогическом институте. Я уезжала к ней на вечернем поезде, чтобы отвезти денег на месяц и небольшой запас продовольствия, а утренним возвращалась обратно, чтобы успеть на работу. Когда Аля получила диплом об окончании вуза и устроилась на работу, поступила учиться Рита. Так что мы всегда были одним целым. Отец обязательно бы нами гордился. Спасибо маме, что вырастила нас такими сплоченными и дружными.

Сельчане без поддержки не оставили

- Я очень тяжело переживала смерть мужа, без конца плакала, - продолжила свой рассказ Очан апа. – На пороге седьмицы, когда я вся в слезах белила печь, к нам зашли наши односельчанки – Махезума и Нагима, чтобы прочитать молитву за упокой души. Пока они читали суры из Корана, которого принесли с собой, я рыдала. А они меня успокаивали, просили взять себя в руки ради дочек. С того дня я перестала рыдать по мужу. Ведь мне нужно было найти в себе силы, чтобы жить ради девочек. Спустя 30 лет односельчане раскрыли мне имя человека, который, видя, что на линии электропередачи работает человек, несмотря на это нарушил технику безопасности и обрек моего мужа страшной смерти. Быть может, не хотели бередить мои душевные раны. Этого человека подозревали и следователи из района, и сельсовет. Но дело было закрыто. Видимо, боялись, что к ответственности привлекут не только его. К убийце мужа на разборки не ходила, решив, что пусть Бог будем ему судьей. В тот год еще одно событие врезалось мне в память. Из-за похорон, поминок я несколько дней не выходила на работу. И потому колхоз оставил меня без сена. Даже то, что я весь год усердно работала, во внимание не приняли. Я пошла к председателю домой и сказала: «Хотя бы выдайте то, что полагается за работу моему покойному мужу. Ведь он тоже в колхозе работал». «А кто его просил на столб лезть?!» - лишь сказал он мне в ответ. Тогда я всю дорогу до дома плакала. Этот человек, можно сказать, вырвавший кусок хлеба из рук сирот, уже тоже покинул этот свет. И все же среди односельчан отзывчивых и милосердных людей оказалось больше. Они поддержали меня и добрым словом, и делом. Пусть тем, кого уже нет в живых, земля будет пухом!
13 октября исполнилось ровно 55 лет со смерти Василия. Хочется пожелать Очан апе, которая на протяжении жизни осталась верна покойному мужу и дала дочерям достойное воспитание, душевного спокойствия и дожить до своего векового юбилея, в окружении любви и заботы близких.

Гузалия САЙФУЛЛИНА

фото: из личного архива
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2Vtzqx5AmsU