Нурия Хазиева: Я вернулась в Кукмор 17 лет назад помирать, дочка, а все еще жива
В прошлом году Нурие апе, которая вырастила трех дочерей, исполнилось 80 лет, но выглядит она заметно моложе.
Есть у меня привычка по доброте душевной подбирать на дороге путников. Мама меня ругает за нее, ведь неизвестно, каким человеком, дурным или же хорошим, может оказаться случайный пассажир, но я ей не изменяю, хоть и знаю, что мам надо слушаться. Ведь не зря же привычку называют второй натурой.
Вот и с Нурией Хазиевой из Сазтамака нас познакомила дорога. Я притормозила возле нее прошлой осенью на обратной дороге из Байлянгара, куда отвозила в детский садик свою маленькую дочку – Айлию. «Я ведь вернулась в родные края 17 лет назад помирать, дочка, а все еще живу», - заговорила она. За общением она рассказала еще пару фактов о себе. «Нурия апа, вот выйду из декрета, обязательно к Вам наведаюсь, поговорим спокойно обо всем. Самое главное, Вы будьте живы и здоровы», - пообещала я. «Постараюсь», - коротко ответила моя новая знакомая, выходя из машины. И вот этот день настал, я в гостях у Нурии апы.
... Когда увидела дом с открытыми настежь воротами, как-то сразу почувствовала, что здесь живет она. На аккуратно уложенной брусчатке стоит кресло-качалка, благоустроенный дворик утопал в лучах дневного солнца, хотелось понежиться под ними подольше. Тем временем, и сама сияя, как солнце, появилась хозяйка.
В прошлом году Нурие апе, которая вырастила трех дочерей, исполнилось 80 лет, но выглядит она заметно моложе. Боль и горечь утраты двух дочерей – Миннезухры, Альфии, мужа Габдулахата, малыша, который задохнулся во время родов из-за обвития пуповиной, по словам пожилой женщины, не отпечатались морщинами на лице, а остались незаживающей раной на сердце.
Нурия апа помнит себя с трех лет.
«По пятницам ходила с бабушкой в деревню к другим бабушкам. Там и выучила суры «Фатиха» и «Ихлас». А в свободное от колхозной работы время мама пекла лепешки из пресного теста и ездила продавать их на Казанский рынок. В ее отсутствие мы убирались дома: я мыла полы, а мой старший на два года брат вытирал их за мной насухо. Маму ждали у окна. Как-то раз ей разрезали карман и вытащили все вырученные от продажи лепешек деньги. Ой и рыдала она тогда», - начала она свой рассказ.
Получив семь классов образования в Байлянгарской школе, в 15 лет девушка начала свою трудовую биографию. Устроилась в ткацкий цех «Яна адым» в деревне Янцобино. Затем перешла на кирпичный завод. «Поднимали за раз по семь штук еще мокрого, едва высохшего кирпича и грузили в контейнер. После этого они уходили в печь. Ведь мы тогда были детьми, откуда только силы были?!», - удивляется Нурия апа.
Когда «Яна адым» переехал в Кукмор в комбинат бытового обслуживания, девушка вернулась на прежнее место работы.
А однажды, 7 ноября, на гуляньях в сельском клубе односельчанин сообщил девушке, что ее хотят выкрасть. Оказывается, возлюбленный Нурии, Ахат, с которым она встречалась около полугода, приехал вместе с другом за ней на упряжной лошади. Но до этого молодому человеку, проникшему в конюшню через окно, посчастливилось окунуться в чан с мукой. Об этом он Нурие рассказал лишь спустя несколько лет. А в тот вечер увезти сестру не позволил брат: за одну руку девушку схватил Ахат, а за другую тянул ее брат - Миннехази. После слов родственника «Беги отсюда» 22-летняя Нурия во весь дух побежала домой. Все же через месяц Ахат добился своего, подкараулил ее, когда она возвращалась с ночной смены.
«То, что мы шли до Большого Кукмора пешком меня не смутило. Меня взбесило то, что я всю дорогу просила отпустить мою руку, а они не слушались, - вспоминает Нурия апа. – Матери не было дома, в 2 часа ночи провели обряд никаха, на столе из еды был лишь оставшийся с вечера суп».
Молодая пара поселилась в городе Гремячинск Пермской области. У супругов родились три дочери. После 15 лет семейной жизни работавшего на шахте супруга Ахата не стало.
«Вот уже 45 лет мужа нет с нами. Бывает, в сердцах ругаю его, что оставил меня, не помог поднять девочек, и он тут же снится. Вот только вчера мне приснилось, будто мы вместе поехали в Зеленодольск. Затем он куда-то вышел и больше не появился. Проснувшись, я лежала и думала, что и в этот раз он оставил меня, - рассказывает пожилая женщина. – Дочь, Миннезухра, умерла 12 лет назад в возрасте 46 лет. У нее был ревматоидный артрит, отказали почки. Перед смертью ей приснился сон, будто отец пришел за ней. В прошлом году я отметила свое 80-летие. Младшая дочь, Альфия, от души отплясывала на моем дне рождении, а через две недели из Гремячинска мне сообщили о том, что она умерла от инсульта. Как такое выдержит материнское сердце! Мои дети были очень дружны между собой, заботились друг о друге. Средняя дочь, 55-летняя Зубарзят, проживает в Республике Саха, пусть Всевышний дарует ей долгую и счастливую жизнь».
42 года жизни Нурии апа связаны с Гремячинском. Но по городу своей юности она не скучает. «Я никак не могла забыть малую Родину, - говорит она. - Работала оператором в угольной котельной по графику десять на десять. Тогда из деревни я увозила на продажу валенки. Нужно было выживать, ставить девочек на ноги. Хоть и жили в городе, держали коров на протяжении 23 лет. Когда в котельной закидывала угли в печь, поднималось такое облако пыли, что мы даже не видели друг друга. 18 лет дышала ею, конечно, это не прошло бесследно. В 2010 году я простудилась, 4 месяца ходила обессиленная. Рентгеновский снимок показал, что с легкими у меня проблемы. Только после того, как врач в Вятских Полянах поинтересовался, где я работала, удалось поставить диагноз. В стакан горячего молока клала одну головку лука, немного топленого масла, перца, все эту смесь запивала медом. Благодаря ней и пошла на поправку. В прошлом году сломала ногу. Поняла только тогда, когда во время чтения намаза кость стала врезаться в плоть. При падении повредился и сердечный стимулятор, перестал работать. Врачи сказали, что на восстановление уйдет 4 месяца. Но спасибо соседке Анисе, односельчанке Танзиле, сестре Закире, с их помощью я за месяц - полтора встала на ноги.
Во дворе моей собеседницы лежала куча дров на зиму. Оказывается, они дожидаются приезда из Гремячинска внуков, которые у бабушки частые гости. А это значит, и поводов для грусти и уныния у Нурии апы нет, раз близкие о ней не забывают.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев