Трудовая слава
  • Рус Тат
  • Назип мулла

    Назип мулла был очень образованным имамом и исполнял возложенные на него обязанности со всей ответственностью. И сегодня односельчане с тоской вспоминают его проповеди.

    Мы привыкли думать, что история - это вещь очень далекая, покрытая вековой пылью. А на самом деле - это каждый прожитый день. Все наши поступки, события, моменты со временем также останутся в истории. Яркий пример этому жизненный путь наших бабушек и дедушек. Листать страницы истории, перебирать их в памяти - это и увлекательно, и сложно одновременно.

    Собирая информацию о дедах, исполнявших обязанности имама в деревне Нижняя Русь в 50-60-х годах, я наткнулась и на имя моего соседа Назипа бабая. Оказывается, в октябре этого года исполняется 60 лет с тех пор, как он ушел в мир иной. В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями газеты воспоминаниями о нем, его семье.

    Мухаметназип Мухаметгалиевич и Гиззатбану Хуснутдиновна воспитали 2 сыновей и 3 дочери. В 1941 году покой мирной жизни нарушила война, не обошла стороной она и их семью. Сыновья Тимергали и Хамит, которые были опорой и поддержкой своим родителям на старости лет, пали смертью храбрых на поле брани.

    Самое страшное в этом мире – это, конечно, смерть ребенка. Боль и горечь утраты очень подкосили Назипа бабая, гибель сыновей стала для семьи тяжким бременем. Когда слушаешь воспоминания моего односельчанина Анаса Альмухаметовича о Назипе бабае, еще раз убеждаешься, что хлебнули они в этой жизни горя сполна.

    «Мы были с ним соседями. Помню случай из детства. Сижу, значит, на лавочке возле ворот. Время было послевоенное, казалось, после войны жизнь возвращалась в привычное русло. Назип бабай один окучивает в саду картошку. День стоял жаркий. Было видно, что силы уже у старика не те, работал он с перерывами. И вот у деда из рук выпала мотыга, и сам он упал между борозд. Я тогда перепугался не на шутку, побежал домой к маме и сообщил о случившемся. Когда мы с мамой вышли в огород, то Назип бабай, опираясь на мотыгу, пытался встать. Встал и принялся за дело. “Бедный старик, будь его сыновья живы, он бы так не мучился”, - сказала мама со слезами на глазах», - рассказывает Анас абый.

    На глазах Анаса абыя выступают слезы. Невольно перед глазами встает образ Назипа муллы, который трудится в саду, мысли которого заняты погибшими на чужбине сыновьями.

    «Мне кажется, что и супруга муллы Гиззатбану апа всю жизнь прождала сыновей. Помню, после окончания школы направился в Казань поступать учиться. Мама вышла меня провожать. По пути мы встретили Гиззатбану апу. Мать дала саадака и попросила старушку прочитать молитвы, чтобы всё прошло удачно. Она молитвенно сложила руки и обратилась к Всевышнему. Она просила у Него удачи для меня, а также, чтобы я жил в родном доме, рядом с родителями. “Вот ведь, я всегда просила, чтобы мое дитя осталось в городе, а она – чтобы вернулся в деревню. Оказывается, она не забывает о своих мальчиках ни на мгновение”, - сказала тогда мама», - продолжает распутывать клубок воспоминаний Анас абый.

    Бабушка Гиззатбану часто напоминала внукам, что их дедушка был указным муллой. Назип мулла был очень образованным имамом и исполнял возложенные на него обязанности со всей ответственностью. И сегодня мои односельчане с тоской вспоминают его проповеди.

    «Назип мулла был удивительно спокойным, терпеливым, открытым человеком. С малых лет обучал своих внуков сурам из Корана. Помню, его внучка Флюра уже в 2-3 года проникновенно рассказывала наизусть аяты из Корана», - вспоминает о сельском мулле односельчанка Савия Тимергалиевна.

    «Я хорошо помню, как Сагадатбану апа, Мунира апа сажали меня на скамью и слушали. А после давали мне конфетку или пряник. Среди детворы у меня было прозвище «абыстай». Правда об этом я узнала позже», - делится воспоминаниями Флюра апа.

    Как уже говорилось, Назип бабай славился своим трудолюбием, старательностью, в его руках работа спорилась. Одинаково качественно вел не только религиозные, но и мирские дела. Во время войны, в непростые послевоенные годы, несмотря на почтенный возраст, он работал сторожем в конюшне колхоза, которая располагалась на берегу реки. В доме сторож топил печь, сушил вожжи, готовил на следующий день всё необходимое для запряжки лошадей.

    Никто из нас не приходит в этот мир навечно. Осенью 1961 года Назип мулла, оставив свою супругу Гиззатбану на попечение младшей дочери Хакимы, ушел в мир иной.

    Реклама

    Младшая дочь муллы Назипа Хакима апа. 1988 год/ фото из личного архива

     

    Старушка после смерти мужа прожила шесть лет, помогала растить внуков и в сентябре 1967 года умерла. Родившаяся в голодный 1921 год младшая дочь Хакима апа выросла, вслед за сестрами вышла замуж и упорхнула из отчего дома. Свое семейное счастье она нашла в деревне Нырты. Вместе с любимым мужем подарили жизнь 3 дочерям. К сожалению, супругам не удалось прожить вместе долго и счастливо. Судьба уготовила для них другое испытание. Гиззатбану апа захотела, чтобы младшая дочь вместе с мужем и дочерьми перебралась жить к ней. Хакима апа повиновалась воле матери и вместе с 4-летней Назирой, 2-летней Нурией перебралась в родные края. Младшая дочь - Флюра, родилась вскоре после возвращения в отчий дом. Вот только муж не поддержал решение жены и не согласился быть квартирантом. Они еще долго разрывались между двумя деревнями, но постепенно их пути разошлись навсегда.

    Хакима апа устроилась ночным сторожем на ферму. Пока мама была на работе, за детьми присматривали дедушка и бабушка. Девочки росли, казалось, жизнь налаживается. Однако, судьбой для женщины было уготовано новое испытание. В день, когда умер отец Назип мулла, в двери семьи постучалось еще одно горе. Вот уж и вправду говорят, что беда не приходит одна. Умерла единственная кормилица – корова.

    Дом, где жила Хакима апа.

     

    Но все испытания она вынесла достойно. В колхозе проработала 22 года до самого выхода на заслуженный отдых. Ночью была на работе, днем вела хозяйство.

    «Тогда электричества еще не было, в ветренную погоду сую фонарик в ведро и делаю обход. Если коровы не могли отелиться, то бежала к заведующему фермой Вагизу абыю, который проживал на том конце деревни. Если теленок замерзнет и помрет, то спрос был с меня. Поэтому не спала. Кормушку застилала соломой и проводила ночь рядом с коровой, которая вот-вот должна была отелиться», - рассказывала Хакима апа своим дочерям.

    Когда средняя дочка Нурия отучилась в техникуме на бухгалтера и вернулась на работу в колхоз, в семье начали появляться деньги. Накопив деньги от продажи картофеля, шерсти, яблок, Хакима апа начала строить дом, ведь старый совсем обветшал. Наконец, в 1972 году семья переехала в новый дом.

    Словно в сказке, три умелые сестрицы выросли на радость маме. Нашли свою дорогу в жизни, вышли замуж. На праздники дома собирались шумные внуки, их у нее семь. Однако тяжелая ночная работа, ночевки в холодном помещении не прошли бесследно. 10 ноября 1999 года ее не стало. Даже после смерти матери девочки не забывали о малой Родине, отчем доме. И в тот день, когда я писала воспоминания и позвонила им, девочки были в Казани, в гостях у Флюры апы. Они пекли бэлеш и пригласили меня к столу. Тогда я подумала, что они такие же гостеприимные, как и их мама.

    Назип мулла и Гиззатбану апа оставили крепкий, благородный род. Пусть земля вам будет пухом, дорогие мои соседи.

    Гузалия САЙФУЛЛИНА,
    Нижняя Русь-Казань

     

    Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

     

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: