Трудовая слава
  • Рус Тат
  • Мунир хазрат Юсупов:«Ключ к пониманию духовного мира других - познание своего народа»

    Мунир хазрат Юсупов из Маскары прилагает большие усилия, чтобы собрать данные об истории родного села, которое имеет богатое прошлое. С уже проделанной работой, планами на будущее он поделился и с читателями газеты.

    Собирать историю по крупицам, чтобы сохранить ее для будущих поколений – очень нужный и в то же время кропотливый труд. В последние годы в районе проводятся масштабные работы в этом направлении: изучается история деревень, собираются воспоминания старожил, восстанавливаются старые надгробные камни на кладбищах.
    Вот и Мунир хазрат Юсупов из Маскары прилагает большие усилия, чтобы собрать данные об истории родного села, которое имеет богатое прошлое. С уже проделанной работой, планами на будущее он поделился и с читателями газеты.

    - Мунир хазрат, Вы – человек советской эпохи, как Вы пришли к исламу?
    - Меня воспитала мама, отец умер, когда мне было два с половиной года. Она была очень старательной, набожной, никогда не пропускала намаз. Сам я трудился в хозяйстве «Татарстан» на разных работах. Работал и токарем, заведующим гаражом, газовиком, в профсоюзе. Когда умерла мама, я был уже взрослым. Помню, перед ее смертью в доме собрались женщины. Вдруг она попросила отойти их в сторону и сказала: «Разойдитесь пока, за мной пришли. Сынок, когда я умру, не плач». Я был удивлен. Говорят, что к добрым людям с чистыми помыслами и деяниями приходит сам Азраил в красивом образе. Видимо, тогда к ней явился ангел смерти. Наутро я пошел к абыстай, она объяснила, какие суры надо читать. На тот момент мне было 34 года. После этого она сказала, что видела маму во сне. Она, по всей видимости, была очень довольна моим поступком. А основательно углубился в религию чуть позже. Тогда нынешний имам деревни Аш-Бузи Мансур Тимеров учился в медресе. По дороге я его постоянно останавливал и просил рассказать об исламе, Всевышнем. Смотря на тех, кто учится в медресе, получает образование, я задавался вопросом - смог бы я так же? Когда пришел в медресе, то не знал даже элементарных основ. Азам религии я научился в Кукморском медресе, продолжил обучение в «Мухаммадия». Когда шел на утренний намаз при свете фонаря заучивал суры. Тогда я попросил нашего имама Мидхата хазрата, чтобы он вслух читал суннат-намазы.

    - А в наши дни сельчане активно ходят в мечеть?
    - На пятничные намазы собираются около десяти прихожан, летом народ занят мирскими хлопотами. Есть и те, кто работает на стороне. Зимой же людей становится больше. На этом свете всем хочется жить красиво, богато. А о том, что будет с нами после смерти, не задумываемся. Также значительные корректировки в привычный уклад жизни внес и коронавирус.

    - Многие люди хоть и учат молитвы, встают на намаз, но всё равно не могут избавиться от вредных привычек, таких как употребление спиртных напитков, злословия. Скажите, почему так происходит?
    - Во времена Пророка один человек пришел на молитву. Тогда сподвижники сказали: «Пророк наш, этот человек употреблял алкоголь». Тогда Он сказал: «Пусть читает. Когда он придет к истине, перестанет это делать». Намаз является обязательным для каждого мусульманина. Всевышний даровал нам веру, возможность открывать двери мечети и получать знания, но не все, к сожалению, этим пользуются. Пророк Муса сказал Аллаху: «Скольких людей я призываю к вере, но все безрезультатно». Тогда Он велел ему собрать полевые цветы. А когда он их принес, то Всевышний спросил: «Муса, ты собирал все подряд?» На что тот ответил, что он нарвал только самые красивые. «Вот и я таким образом выбираю людей», - ответил Аллах.

    - Какую работу Вы проводите с детьми, чтобы заинтересовать их религией. Ведь сейчас большинство представителей молодого поколения просиживает свое время в интернете.
    - В основном, у нас с детьми работает Рабига абыстай, она проводит с ними занятия на темы нравственности, уважительного отношения к родителям. Также изучаются различные аяты и жизнь пророков. Чтобы детям было интересно и увлекательно, всё это проводится в игровой форме. А летом при мечети организуются летние учения. В этом году его прошли девять детей. Каждый год после окончания таких занятий мы проводили экскурсии, посещали цирк, музеи, театры, отдохнули на берегу Вятки.

    - Каково отношение Ваших детей к религии?
    - Мы воспитали сына и дочь, на сегодняшний день у нас четверо внуков. Дети живут в Казани. К сожалению, в годы нашей молодости отношение к религии было иным. Но мы старались «посеять» в сердцах своих детей семена добра, милосердия и нравственности. Они научились читать намаз, знают религиозные обряды. Чтобы мотивировать внуков учить суры, мы поощряли их карманными деньгами. В настоящий момент и они читают намаз. Вот и наша внучка - дочь старшего сына, уезжая из деревни, всякий раз нам говорит: «Дедушка, бабушка, не обижайтесь, пожалуйста, на меня, если я что-то неправельно сделала». Мы были тронуты до слез.

    - Мунир хазрат, откуда берутся нравственные качества и как их воспитать в детях?
    - Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Она выражается в поведении человека, его отношении к другим. Доброта к родителям, отзывчивость к окружающим, искренность, честность - вот лишь некоторые качества, которые нужно постараться воспитать в себе. В обязанности родителей входит не только воспитание ребенка, но и воспитание его в соответствии с религиозными традициями. С семилетнего возраста ребенка можно начинать учить коротким сурам.

    - Хотелось бы остановится и на межнациональных отношениях...
    - Человек, любящий свой народ, нацию, с уважением относится и к представителям других конфессий. Это также связано с вышеизложенными моральными качествами. Если мы уважаем людей других национальностей, вероисповеданий, их традиции, значит, в наших сердцах живут доброта, милосердие, в нем нет места гордыне, высокомерию.

    Реклама

    - Мунир хазрат, в последние годы распад семей становится нормой. Каково Ваше мнение по этому поводу?
    - В исламе большое внимание уделяется институту семьи, взаимоотношениям между супругами. Если человек придерживается предписания Всевышнего, то может быть счастлив в обоих мирах. Конечно, причины распада семьи могут быть самые разные: измена, денежные вопросы, недопонимания и так далее. И у каждой распавшейся семьи своя причина для развода. В настоящее время он стал обычным явлением и среди мусульман. Но не стоит забывать, что при всем этом страдает ребенок. Самое тяжелое выпадает на его долю. Дети всегда живут в надежде, что папа и мама воссоединятся, и всё будет по-прежнему. Полученные в этот момент психологические травмы не отпускают человека всю жизнь. Не стоит забывать, что дети – это дар Всевышнего, многие мужчины после развода, переложив заботу о детях на плечи своих бывших жен, уклоняются от уплаты алиментов. Пророк Мухаммад говорил: «После Судного дня грешный человек вознесется в райский сад, которого он не заслуживает. Он в недоумении спросит: «За что это мне?». Ему ответят: «За то, что твои дети молились о прощении грехов твоих».

    - В настоящее время смешанных браков стало больше, как ислам относится к такому положению дел?
    - Какую бы нацию мы ни выбрали, благодаря влиянию родителей, бабушек и дедушек религиозное воспитание с малых лет проникает в души детей. В молодости он может и не задумываться об этом, но для всех нас наступит последний день. Тогда возникает вопрос, где хоронить, какие обряды выполнять? Что делать в этом случае?

    - Вы ведь занимаетесь и благоустройством территории сельского кладбища, обновлением надгробий...
    - В деревню часто приезжают гости со стороны, они интересуются и историей кладбища. Их восхищают чистота и порядок, которые царят там. Ухаживаю и за надгробиями и могильными плитами. Я являюсь председателем районной Шуры аксакалов. 2017 год был объявлен Годом Галимзяна Баруди. Тогда мы вместе с имамом-мухтасибом района Радифом хазратом Тимергалиевым посетили Арское кладбище в Казани, посмотрели, как благоустраивают надгробия, записали. После этого в районе было отреставрировано более 190 надгробий, которые имеют историческую ценность. Эта работа продолжается до сих пор. С ранней весны до поздней осени я, можно сказать, «пропадаю» на кладбище.

    - Сколько интересного раскрывается после реставрации надгробий...
    - Да, надписи на надгробиях хранят много информации. Известные просветители Шигабутдин Марджани, Галимзян Баруди, Салихзян Баруди взяли в жены невест из наших краев. Габдульнасир Курсави учился в нашем медресе и, еще будучи шакирдом, показывал киблу (направление) мечети. На нашем кладбище упокоились мать и сестра писателя Чингиза Айтматова. На кладбище похоронены семь паломников, на надгробных камнях которых написаны их родословные. В то время это была большая, тяжелая поездка.

    - Не жалеете, что не взялись за эту работу раньше?
    - Раньше в деревне имелась водяная мельница, около семнадцати двухэтажных домов. Сожалею о том, что мы не сделали их фотографии. Сколько истории пропало.

    - Приезжают ли в деревню на экскурсии, есть ли интересующиеся историей?
    - Только в этом году мы приняли десять коллективов, даже приезжали гости из Москвы, фотографировали надгробия. У нас побывали и студенты республиканских учебных заведений, воспитанники мечетей нашего района. Гостям мы всегда рады, всех радушно встречаем и проводим экскурсии.

    - Но ведь для приема гостей необходимо, чтобы вокруг были порядок и чистота.
    - В деревне есть два кладбища, две мечети, которые занимают по четыре гектара земли. Конечно, мы всегда следим за чистотой на кладбище. Эта работа не в тягость, наоборот, доставляет огромное удовольствие. Активное участие в субботниках принимают и сельчане. Они всегда готовы прийти на подмогу. Если дети трудятся с особым рвением, то обязательно сообщаю об этом их учителям. Ребятам приятно. Летом косим траву на территории. В прошлом году косили за сезон пять, нынче - три раза. Территория рядом с мечетью утопает в цветах.

    - Мунир хазрат, поделитесь своими планами на будущее?
    - Надеемся, что в следующем году в нашей мечети начнутся ремонтные работы. Предстоит многое сделать. Деревня еще в давние времена считалась религиозным центром. Медресе было престижным, авторитетным учебным заведением, многие его выпускники были назначены имамами в Казани. После проведения в мечети ремонта хотим создать Центр по подготовке Коран-хафизов или какое-нибудь религиозное учебное заведение для детей. Мы ведем переговоры по этому поводу и с имамом-мухтасибом района Радифом хазратом Тимергалиевым. Мы хотим, чтобы мечеть была не только украшением местности, но и приносила пользу людям.

    Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

     

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: