Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Последние новости

Когда татары и юкагиры породнились

Наша страна славится многонациональностью. Названий некоторых малочисленных народов мы даже не знаем. Например, лично я не слышала о юкагирах. Вот и общение с гостьей из Якутии Марией Максимовой, представительницей этой народности, приехавшей погостить в дом ГузалииШагабиевой из Сазтамака, стало для меня интересным открытием.

Юкагиры – загадочный народ, обитающий на бескрайних просторах Сибири. Их язык уникален, и практически никто не понимает его, сказано про них в интернете. В результате разных причин численность его сокращается. На сегодняшний день она составляет чуть более одной тысячи человек. 

- С давних времен это народ - воинственный, кочевой, его представители были высокого роста. Они добывали диких оленей, лосей, ловили рыбу, добыча делилась на всех, - с гордостью рассказывает гостья из Сибири.

Вы спросите, что же связывает ее с Сазтамаком?

- Эта наша сватья, - пояснила Гузалияханум. – Мой младший брат Нафик вместе с семьей обосновался в Республике Саха (Якутия), а их сын Рустам женился на дочери Марии Ивановны. И причина их приезда радостная – женился мой сын Ильнар.
Мария Максимова оказалась приветливой, общительной и активной. Ей и не дашь 66 лет. Мы беседовали с удовольствием, как давние знакомые.

- Я родилась 1 января в тундре, - начала она разговор. – Отец вместе с бабушкой на запряженных оленях сопровождали мою маму до поселковой больницы. Но когда до поселка оставалось километров десять, у мамы начались схватки. Быстренько поставили палатку, она там и родила. Пока папа съездил за фельдшером, мама к этому времени уже встала на ноги и поставила чай.

Проживали мы в чуме (жилище), крытой оленьими шкурами. Вспоминаю прошлое и хочется плакать: как жили там родители при 50-градусных морозах с семью детьми? Сейчас мы проживаем в трехкомнатной квартире со всеми удобствами. Но все же иногда скучаю по тем временам. Мама Феодосия была чумработницей, готовила еду рабочим, убиралась в чумах. Отец Иван работал оленеводом в совхозе. У меня был комбинезон, сшитый из шкур, он и спасал в морозы. Ели сырую оленину, кашу из крови (это же гемоглобин), витамины брали из ягод, растущих в тундре.

Нужно отметить и то, что у юкагиров царит матриархат. Мужчины немногословные, с женами не ругаются, обычно с женщинами общаются взглядами,  у них нет и бранных слов. Я выросла в такой среде. Детей особо сильно не наказывают, но то, что сказала мать, ты должен беспрекословно выполнить. Если ослушался, то предстоит серьезный разговор один на один. Детей не лелеют. Меня мама изредка гладила по голове, а мальчиков обычно гладят по плечу.

Сестру мамы Марию мы называли бабушкой. Люди ее также кликали Лайдушкой. Прозвище у нее было такое, по-нашему «любилка». Что это означало, я не знаю. Она была белой шаманкой: лечила болезни, принимала роды. Могла предвидеть многое заранее: кто умрет, погоду, где пройдет табун диких оленей. Если ожидался буран, то жители не кочевали, прислушивались к ее словам.

- Есть ли эти способности у вас? – перебиваю я собеседницу.

- Мама боялась этого дара своей сестры, поэтому не хотела, чтобы и нам он передался. Наверное, поэтому свою тайну бабушка Мария унесла с собой в могилу.

Моя собеседница в девять лет пошла в нулевой класс. Хоть и указано в ее свидетельстве о рождении в графе национальность юкагир, но до этого возраста она знала лишь родной язык отца – эвенский. По ее словам, юкагирский язык очень красивый, но сложный.

- В школе якутский и русский языки сначала мне давались с трудом. Затем продолжила свое обучение в восьмилетней школе поселка Ойотунг. Вместе с семьей переехали сюда, там нам дали квартиру, - продолжила она. – После окончания школы два года проработала в детском саду. Затем поступила в медицинское училище в городе Якутск, получила профессию фельдшера.

Наверное, все-таки неслучайно она выбрала медицину, от бабушки Марии и ей «передался» дар лечить людей. Они ведь еще и тезки. Также я думала, что у юкагиров есть свойственные только им имена. Оказывается, времена, когда нарекали детей тем названием, что первым попалось им в глаза, остались позади.

Главный врач центральной поселковой больницы молодого специалиста Марию сначала направил в маленький поселок Чкалово.

- Там проживало около 120 человек. Моим первым пациентом была роженица. До этого мне не доводилось принимать роды. Я даже немного растерялась. Для того, чтобы доставить  в больницу, из поселка вызвала вертолет. Он прилетел через сорок минут. Мне казалось, что эти минуты тянулись очень долго. Я должна была сопровождать пациента. А во время полета у нее начались схватки. Прибавьте скорость, торопила я летчиков. А они говорят, что и так слишком быстро летим. Хорошо, что вовремя доставили: родился здоровый ребенок, - вспоминает она былое. – Медику, работающему в фельдшерско-акушерском пункте, приходится быть и хирургом, и педиатром, и терапевтом, и психотерапевтом. Человека может вылечить одно доброе слово медицинского работника. Например, звонят, говорят, что мать умирает. Прихожу к пациентке, измеряю артериальное давление, оно высокое – верхнее 180. Я не пугаю ее: говорю, что 160. А затем говорю: давайте, чаю попьем. Так, пока беседуем за столом, больная успокаивается. Вижу, и давление немного снижается. Прошу принимать таблетки в течение трех дней. После уже можно будет ехать к врачу в центральную больницу. А ведь дорога от некоторых поселков на снегоходе «Буран» может занимать до пяти часов, для больных перенести это бывает очень тяжело. 

Мария Ивановна до сих пор не расстается с любимой работой. Трудится в центральной больнице в поселке Чокурдах в кабинете физиотерапии. Она удостоена высшей квалификационной категории, нагрудного знака «Отличник здравоохранения Республики Саха (Якутия)». Ее трудовой стаж - 41 год. И старший сын пошел по стопам матери и выбрал медицину. Вот уже 19 лет работает фельдшером кардиологии в отделении скорой помощи.

Женщина активно участвует и в общественной жизни. С 2005 года руководит женской этнокультурной экспедицией «ИНДЬИ». Этот коллектив объединяет активных представителей коренных малочисленных народов: это чукчи, эвены, юкагиры, якуты, долганы. 

- Каждый год в апреле в 30-35-градусные морозы мы выезжаем в тундру в поселки, ведем пропаганду родного языка, культуры шитья национальных женских и детских костюмов. Проводим мастер-классы по горловому пению, круговым танцам народов Севера «Сээдьэ». В это время бывают белые ночи. Отдыхаем на нартах (сани, на которые запрягают оленей), там же спим, пьем чай, затем отправляемся дальше. Участвуем в различных национальных праздниках «Встреча Солнце», «Цветение тундры», «Улов первой рыбы» и так далее. Даем и благотворительные концерты. Таким образом, нами пройдено уже 14,5 тысяч километров дорог. В коллективе самой молодой - 28 лет, старшей – 73 года. Национальные одежды нелегкие, моя, например, тянет на 16 килограммов.

За эти заслуги Президент Республики Якутия наградил коллектив снегоходом «Ямаха». Эти женщины успели принять участие в 2016 году в Международном конкурсе тюркских народов, который прошел в городе Алма-Ата Казахстана, выставке достижений народного хозяйства в Москве. Успевают участвовать и в республиканских мероприятиях.

Вот такой интересной личностью оказалась моя собеседница.

Что касается семейного положения, то супруг Марии Ивановны был якутом. Вместе они воспитали 3 детей: двух сыновей и дочь. Все они по своему желанию записаны как юкагиры. А вот внук Камиль - сын дочери Розы и зятя Рустама записан как татарин. Но пока он не знает татарского языка, но, думается, что в будущем он обязательно им заинтересуется.

Оказалось, Мария Ивановна в наших краях в первый раз.

- Природа живописная, дома добротные, а чего только стоят леса! Хоть и видела до этого внучка Катя яблони и сливовые деревья на картинках, в действительности увидела в первый раз их здесь, - продолжает она беседу. – И жители здесь доброжелательные. Татарский народ, оказывается, гостеприимный. Я переживала, как мы познакомимся с Гузалией, а встретились мы как давние знакомые, будто всю жизнь были соседями. Каждый день угощает нас татарскими национальными блюдами. Суп с лапшой, губадия, бэлеш, блины, перемечи – пальчики оближешь. А как вкусны молоко, сметана! Нашли общий язык и с соседкой Рахилей.

Наверное, вы поняли, что Мария Максимова - человек любознательный, не любит долго сидеть на одном месте. Вместе с ГузалиейШагабиевой успели съездить и в Соль-Илецк, искупаться в соленых озерах. Съездила вместе с зятем и в Казань, побывала в городском зоопарке, увидела Кремль. Красивый, чистый город, говорит она о нашей столице. Как-то в одну субботу приехали и в Кукмор, посмотреть вечерние гуляния, они ей очень понравились. До свадьбы Ильнара съездила и в Сочи. А потом погуляла на настоящей татарской свадьбе, увидела традиции и обычаи, говорит она.

Есть у женщины и мечта: прыгнуть с парашюта. Мне, кажется, у нее все получится.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев