Гульфия Газизуллина из Кукморского района: «Вышивание меня умиротворяет»
Когда заходишь в дом Гульфии Газизуллиной, кажется, что попадаешь в мир ярких красок. От оконных занавесок до покрывал, скатертей, полотенец и даже платьев хозяйки — всё украшено яркими, цветочными узорами, вышитыми вручную.
В деревне Байлянгар живет удивительно добрая, с прекрасным голосом и золотыми руками женщина, которую все любят и уважают. Гульфия абыстай Газизуллина обращается ко всем с теплотой, называя «мои душечки».
Когда заходишь в ее дом, кажется, что попадаешь в мир ярких красок. От оконных занавесок до покрывал, скатертей, полотенец и даже платьев хозяйки — всё украшено яркими, цветочными узорами, вышитыми вручную.
Гульфия Газизуллина, которая приехала в Байлянгар как невеста, провела свое детство в деревне Каенсар. Родившаяся в 1947 году, она каждый день пешком преодолевала восемь километров, чтобы учиться в Байлянгарской школе, где окончила восемь классов. В будущем она мечтала стать учительницей, но этой мечте не суждено было сбыться. После окончания восьмого класса ей пришлось пойти работать на ферму вместо матери. «Я была сильной, трудолюбивой. Так сказать, не из робкого десятка и всегда ценила справедливость», — рассказывает она в беседе.
«В то время колхоз не отпускал людей просто так. За неповиновение забирали всё, что было в доме: яйца, мясо. Моя мать осталась одна с четырьмя детьми после того, как ее первый муж Мансур ушел на войну. Один ребенок умер от ожогов, другой скончался от воспаления легких, третий умер от простуды. Выжил только мой брат Магсум. Он был очень умным, учился на одни пятерки. Отучился в Арске на учителя русского языка, затем его призвали в армию. Магсум служил на Камчатке, и его там оставили работать. Мать вышла замуж во второй раз — за нашего отца, уроженца деревни Чабья. Их сосватали. Отцу посоветовали, чтобы к маме он пришел с дровами в качестве подарка, потому что она постоянно отправляла за ними сына, и папе их описали как очень нуждающихся. Отец так и сделал. Он привез целую телегу дров. Но маме он не приглянулся. Тогда Магсум посоветовал ей присмотреться к мужчине, так как побоялся, что тот дрова увезет. Так они и зажили вместе, у них родилось четверо детей», — вспоминает Гульфия Газизуллина.
Она работала на ферме до двадцати лет. Домашних дел тоже хватало, особенно тяжело было летом, когда приходилось таскать сено.
«Однажды на ферму пришел работать на погрузчике красивый парень. Мы друг другу понравились. После четырех встреч предложил мне выйти за него замуж. Он был очень мягким и робким. А меня ему описали как девушку с норовом. Мой характер был похож на отцовский, он был волевым человеком. „Если не будешь заставлять сено таскать, выйду за тебя замуж“, — пошутила я. И, действительно, будущий муж избавил меня от этой обязанности», — с улыбкой рассказывает Гульфия Газизуллина.
Молодые зажили счастливо, у них родилось пятеро детей. Гульфия апа десять лет доила коров на Байлянгарской ферме. Потом работала учетчицей, завскладом, а в конце стала заведующей фермой и с этой должности вышла на заслуженный отдых. А после начала посвящать всё время своему любимому увлечению — вышивке.
«Училась вышивать и вязать платки в молодости у соседки Лямиги апы. У матери тоже были вышитые вещи, но я не помню, чтобы она часто садилась за рукоделие. В наше время парням было принято дарить расшитые платки. Но в молодости не всегда было время заниматься вышивкой, ведь работы на ферме и по дому хватало. А когда вышла на пенсию, появилось свободное время. Во время вышивания можно смотреть телевизор, слушать радио, петь. Проводишь время с пользой. Я расстилаю ткань на полу и рисую на ней узоры. Если есть недочеты или что-то не нравится, исправляю во время работы. Первым делом вышила платок на голову. Ведь в то время за украшенными вышивкой платками ездили в Большой Сардек. Я решила, что ничего сложного в этой работе нет, и решила попробовать сама», — рассказывает Гульфия Газизуллина.
Она охотно дарит вышитые вещи своим близким и друзьям на дни рождения и юбилеи и просто на память. Даже коврики для совершения молитвы Гульфия Газизуллина украсила узорами своими руками. В свое время также расшила тюбетейку и связала жилет для своего мужа Минсура.
Умелая рукодельница любит работать с крепдешином, ведь, по ее словам, он удобный, долговечный и хорошо подходит для вышивки. А вместо мулине она купила на рынке платки разных цветов. В результате получилось невероятно красочно и ярко. Особенно Гульфие апе нравится вышивать большие розы. Листья она украшает светлыми и насыщенными зелеными оттенками.
«Вышивание меня умиротворяет. Когда чуть тоскливо на душе, сначала читаю Коран, а потом сажусь вышивать и тут же расслабляюсь. Но долго сидеть не получается, спина начинает болеть, приходится разминаться», — говорит мастерица.
В 2000 году Гульфия Газизуллина пошла учиться в Кукморское медресе. Изучала арабскую письменность и основы ислама. Также она помогает омывать умерших и навещает больных. В 2000 году ее избрали председателем совета ветеранов деревни Байлянгар. А с 2004 года она стала абыстай в деревне.
«Слава Всевышнему, я довольна своей судьбой, мы с мужем жили очень хорошо, и за детей краснеть не приходилось. К сожалению, один из сыновей умер, да будет ему земля пухом. В 2014 году мне посчастливилось совершить Хадж. Однажды, закончив намаз, я обратилась к Аллаху с просьбой дать мне возможность совершить Хадж. В этот момент я обернулась и увидела, что муж сидит на диване. Он подозвал меня к себе и попросил сесть рядом. „Мы оба получаем пенсию, на одну будем жить, а другую — откладывать. Пока я жив, соверши Хадж, после моей смерти у тебя не будет такой возможности“, — сказал он мне. От радости я бросилась мужу на шею. Этих слов мне было достаточно», — рассказывает абыстай.
Эта поездка стала для Гульфии Газизуллиной незабываемым путешествием. «Весь Хадж мы парили, как на крыльях», — поделилась она впечатлениями. Через год после возвращения, в пятницу, муж абыстай скончался у нее на руках...
Платья, которые Гульфия Газизуллина привезла из Хаджа, она тоже украсила вышивкой. «Я ношу их, когда читаю Коран, в этот момент я в теле ощущаю легкость», — говорит абыстай.
фото: Ризиля Курбанова/ «Кукмор-информ»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев