Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
новости

Жили в ожидании Айтматова

Сейчас всем известно, что в жилах знаменитого писателя, произведения которого стали классикой мировой литературы, политического деятеля, чрезвычайного и полномочного посла Киргизии в Бельгии Чингиза Айтматова текла и татарская кровь. А вот для жителей деревни Маскара нашего района это секретом никогда не было. Ведь многие знают, что отец матери Чингиза Нагимы...

Сейчас всем известно, что в жилах знаменитого писателя, произведения которого стали классикой мировой литературы, политического деятеля, чрезвычайного и полномочного посла Киргизии в Бельгии Чингиза Айтматова текла и татарская кровь. А вот для жителей деревни Маскара нашего района это секретом никогда не было. Ведь многие знают, что отец матери Чингиза Нагимы - купец первой гильдии Хамза Габдельвалиев - уроженец здешних мест.

Кто ищет, тот найдет

Принадлежность Айтматова к татарскому народу, происхождение его корней, которое дает нам право считать знаменитого писателя своим земляком, могли быть позабытыми. Но 17 лет назад заведующая Кукморским краеведческим музеем Лябуда Давлетшина установила принадлежность Чингиза Айтматова к родословному древу Ишмана и с головой погрузилась в изучение истории этого рода.

- Еще до того как начала работать в здешнем краеведческом музее, я слышала, что Чингиз Айтматов корнями восходит к Кукморскому району. Но даже когда родословное древо было найдено, я не смогла сразу сообщить ему об этом. Тогда Чингиз Айтматов был в Бельгии, - рассказывает Лябуда Давлетшина. - Связалась с нашим земляком заместителем директора по научной работе Казанской национальной библиотеки Иреком Хадиевым. Он выслал мне статью Рената Габдельвалиева, которая была опубликована в одном из номеров журнала «Идель» за 1996 год. Отец Рената эфенди Шариф приходится родным братом Нагиме ханум. Я стала искать адрес Рената в Киргизии. Позвонила председателю Союза писателей Фоату Галимуллину. Он посоветовал написать в Киргизию письмо. Как-то мне попался отрывок одной газетной публикации, в которой речь шла о поездке Джалиля хазрата Фазлиева и других исламских священнослужителей в Среднюю Азию.

- Если бы знала о Вашей поездке, то обратилась бы с просьбой. Как можно связаться с Чингизом Айтматовым? - поинтересовалась я по телефону у Джалиля хазрата.

Он сказал, что Валиулла хазрат Якупов обменялся контактами с татаро-башкирской организацией в Киргизии и дал мне номер его телефона. Так я нашла адрес Рената Габдельвалиева и написала ему письмо. Через два месяца мы уже с ним переписывались. Так проложили мост между Кукмором и Бишкеком, - рассказывает Лябуда Давлетшина.

Наследие

Когда собирала информацию об Айтматове, Утямышевых и Ишмане, часто доводилось бывать в Маскаре. Но с каждым приездом сюда узнавала для себя что-то новое и интересное. Я вновь направилась на так хорошо знакомое мне Маскаринское кладбище, на котором бывала много раз. В настоящее время в Маскаре есть три кладбища. Старейшим из них считается то, где покоятся представители рода Ишмана. На кладбище есть 32 старинных надгробия. Под 23 из них покоятся представители рода Утямышевых. Это установили ученые Ирек Хадиев и Раиф Марданов во время экспедиций на кладбища нашего района. Значит, здесь же должны покоиться и предки Чингиза Айтматова. По словам Лябуды Давлетшиной, еще под многими другими надгробиями могут покоиться представители этого рода. Исследовательская работа продолжается.

С высоты холма, на котором расположено кладбище, деревня Маскара видна как на ладони. В позапрошлом веке у населенного пункта было и второе, не менее популярное наименование - Ишманиле, то есть «край Ишмана».

Утямышевы слыли щедрыми благотворителями. Благодаря ним в деревне были возведены две Соборные мечети, которые сохранились до наших дней. В 1791 году на средства Габдуллы Утямышева была построена первая Соборная мечеть, вторую Соборную мечеть заложили в 1872 году. Есть в Маскаре еще один замечательный исторический и архитектурный памятник - дом Утямышевых, расположенный в центре обширной усадьбы. В наши дни в этом здании расположилась местная коррекционная школа-интернат, здание второй Соборной мечети служит клубом. А в первой Соборной мечети уже какой год идет реконструкция. В будущем планируют вернуть ей первоначальную роль - использовать как мечеть.

- Руководство нашей республики, потомки этого рода и простой люд оказывают посильную помощь в возрождении мечети, - отметил сельский имам Мунир хазрат Юсупов.

На земле Ишмана

Деревня Маскара известна своими купцами и просветителями. Возможно, именно от своего деда по материнской линии Хамзы, дальних родственников Утямышевых, предка Ишмана Чингиз Айтматов и унаследовал свою природную стать, ум, интеллигентность. Ведь личностные качества, способности человека во многом определяются его генами.

К сожалению, от построенной Утямышевыми медресе до наших дней сохранился лишь фундамент. А вот другие принадлежавшие им дома и магазины по-прежнему в строю. С Муниром хазратом мы тщательно осмотрели их и изучили. Вот мы приблизились к месту, где раньше располагался дом деда Чингиза Айтматова Хамзы. Сейчас здесь живут Хакимовы. Мунавара Хакимова пригласила нас на картофельный участок.

- Прежде посреди участка были впадины. Возможно, там и был дом Хамзы. Здесь же был большой яблоневый сад, пруд, - рассказала она.

Кого ни спроси в деревне, каждый гордится тем, что писатель Чингиз Айтматов корнями восходит к Маскаре. Были даже те, кто посетовал, что при жизни писатель так и не приехал в деревню. В их числе и Расима Камалова, которая принадлежит тому же роду, что и Чингиз Айтматов.

- Мы всегда считали Чингиза Айтматова своим. Раньше он часто приезжал в Казань. Всякий раз когда по телевизору смотрели интервью с ним, все надеялись, что он скажет про Кукмор, Маскару. Даже обижались, что он этого ни разу так и не сделал. Помню, с каким упоением его слушала и моя покойная престарелая мать. А мой дед Ибрагим в свое время торговал вместе с Утямышевыми. Об этом мне рассказывал отец Гумер, он был очень бережливым человеком. И родословное древо Ишмана хранилось в нашем доме. Потом отец передал его в школьный музей. В 1968-1969 годах по распоряжению директора школы Наумира Самигуллина учительница истории Фаузия Абдуллина попросила отца дополнить родословное древо новыми ветвями. Отец с помощью братьев - Раифа и Рамиля - вписал в древо новые генеалогические связи. Затем в Киргизии у отца жили младшие сестры. Он часто к ним ездил. Но с Чингизом ни разу не встретился, - рассказала она.

Еще одной жительницы деревни - Сарвар Ахметгалиевой - хранившей воспоминания о Чингизе Айтматове, уже нет в живых. Она всю жизнь помнила, как Хамза уехал в Киргизстан и прославился как купец.

- Когда узнали, что он наполовину татарин да еще и ваш земляк, почему не объявили об этом во весь голос? Или же не хотели встречи с ним? Почему Маскара о нем позабыла? - поинтересовалась я у Расимы Камаловой, прежде чем покинуть деревню.

- Поскольку в свое время наш народ подвергся гонениям, страх всегда жил в сердцах татар. Поэтому было непринято громко говорить о своих генеалогических связях. Видимо, свой отпечаток это наложило и на наше поколение. Но не думайте, что мы забыли о своих родственных связях. Все мы помним о Чингизе Айтматове! О нем мы наслышаны по рассказам наших бабушек и дедушек, публикациям в журнале «Азат хатын». Мы всегда надеялись, что он когда-нибудь к нам приедет, - сказала она.

Гульназ ГАЛИМЗЯНОВА

фото http://elazigsonbaski.com/haber_detay.asp?haberID=3787

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

erid: 2VtzqxWHLUk