"Всевышний уберег меня еще от одного горя"
Мысли, мысли… Есть ли у них конец? Мысли у всех есть, они прекрасны, они не имеют вкуса и запаха, их нельзя потрогать. Бывает, погрузишься в них и начинаешь шарить по закоулкам памяти...
Рамиль приехал в отчий дом, где проживал его младший брат. Детские годы, юность – теперь все это осталось позади. Родительский дом, сельские улочки, речка, одним словом, куда ни глянь, все напоминает о прошлом. Уже пройдена большая часть жизненного пути. Переступив порог родного дома, Рамилю вспомнились мама, родные сестры, братья. Но, к сожалению, отца он совершенно не помнил. Он был годовалым мальчиком, когда скончался его папа: во время валки леса на него упало дерево. Мать всегда говорила, что дома, где есть отцы – крепкие. Рамиль знал это с детства.
Мысли, мысли… Есть ли у них конец? Мысли у всех есть, они прекрасны, они не имеют вкуса и запаха, их нельзя потрогать. Бывает, погрузишься в них и начинаешь шарить по закоулкам памяти...
…В шестистенном доме была большая печка. У побеленной печки в некоторых местах виднелся красный кирпич. Одного из шести детей – Рамиля прозвали «грызуном». Мать приносила белые камни, собранные в поле, и, когда топила баню, укладывала их поверх дров. Рядом всегда было полное ведро воды. Раскаленные в огне камни мать перекладывала в воду. Шипящий звук казался забавным Рамилю. Из камней образовывалось что-то белое, похожее на густую сметану. Именно этим белили печь, а Рамиль ее портил.
- Сынок, почему ты грызешь эту печь, чего тебе не хватает? – беспокоилась мать.
Мама, соседская бабушка говорит же, что мне не хватает витаминов. Значит, витаминов не хватает.
Конечно, не хватало. В семьях, где содержали корову, всегда были сметана, творог, молоко. А у них были только коза и овцы. Ведь без мужских рук содержать крупный рогатый скот невозможно. И все же козьего молока хватало на чай. Витамины летом получали от козлобородника, черемухи, яблок, рябины.
В год, когда был хороший урожай яблок, самые вкусные укладывали в карниз чердака, и всю зиму их ели. А в один год Рамиль, съев замороженное яблоко, сильно заболел. Простудил легкие, долго пролежал в больнице.
Однажды к ним приехала гостья из дальней деревни. Послушав ее рассказы, Рамиль спросил мать:
- Мама, гостья говорит, что в их краях печь топят соломой. Соседи ею кормят корову, а мы ее стелим под ягнят.
- Сынок, так ведь лес от нас совсем недалеко. Летом собираем хворост, заготавливаем дрова на зиму. А в их краях лес не растет. Мы экономим дрова, чтобы на всю зиму хватило. Тепло долго не задерживается, углы дома начинают покрываться инеем, - объяснила мать.
- Мама, а почему углы «плачут». Вон, посмотри, они мокрые.
- Сыночек, ты такой наблюдательный, любознательный. Наверняка, когда вырастишь, станешь большим человеком, - похвалила она его. – Если топить много дров, то высохнут, а если мало – становятся влажными.
- А вот у Салима углы «не плачут».
- Эх, сынок, сынок, ты ведь еще совсем маленький, многого не понимаешь. У них есть отец, и дрова они заготавливают впрок, - сказала мать, пряча слезы.
С тех пор, как Шамсибадар похоронила своего мужа, прошло немало лет. Нужно было поднимать шестерых детей. Она трудилась в колхозе, смотрела за овцами. В свободное время вместе с детьми ходила в лес за грибами, ягодами, орехами, душицей, затем продавала их на базаре. Много росло яблонь в саду. Старшая дочь вместе с соседским дедушкой ходила продавать их. Дед просил в колхозе лошадь, затем, загрузив в телегу яблоки, ездили по деревням. Этих денег хватало, чтобы купить детям кое-что из одежды.
Мама любила повторять: «Слава Всевышнему, от нищеты нас спасают только лес и огород».
Воспоминания Рамиля перебили слова: «Блины готовы. Заходи на чай».
Блины… Рамиль снова окунулся в детские воспоминания.
Праздник Гает. В печи «стреляют» дрова, мама печет блины. Дети глаз не отрывают от этого лакомства.
- Мама, ну, давай, скорей поедим, - торопят они.
- Сейчас, мои дорогие, потерпите чуть-чуть. Сейчас сядем все вместе пить чай. Соседская бабушка занесла пол-литра меда, с ним и попьем чаю, - ответила она.
Дети часто помогали этой бабушке. Присматривали за гусятами, коровой, носили воду. За такую помощь бабка всегда угощала их медом. У нее было много ульев, поэтому ее и прозвали медовой бабушкой.
Когда блины были готовы, мать оставшиеся угли закидывала под казан и готовила суп, всегда гороховый, так как за работу в колхозе его выдавали мешками. Она обжаривала горох на раскаленной сковороде и покрывала его полотенцем, чтобы они стали мягче. Вкус этого гороха до сих пор не забывается. Помнится, клали его побольше в карман и ели на улице…
Не забылось и то, как ходили в баню к медовой бабушке. Воду таскали дети, а супруг бабушки топил баню. Мальчик ходил мыться со старшей сестрой, он тогда был совсем маленьким. Однажды сестре в бане стало плохо, на улице свирепствовал буран. Она вышла в предбанник, мокрые волосы тут же заледенели.
- Сестра, холодно же, вставай, пойдем домой, - плакал он. Оказалось, что девушка отравилась угарным газом.
- Дочка, ты долго сидела на полоке, поэтому и отравилась, а Рамиль нет, - сказала тогда мать. – Хорошо, еще живы остались, Всевышний уберег меня еще от одного горя.
- Мама, а ведь это я вытащил сестру из бани, она совсем обессилила там, - хвастался мальчик, демонстрируя, какую смелость он проявил.
- Сыночек, ты хоть и маленький, а мысли совсем взрослые, - хвалила мать, обнимая сына.
Что может быть лучше и прекраснее материнской ласки?! Положишь голову ей на грудь, а она аккуратно гладит тебя по волосам своими нежными руками. А как хорошо спать рядом с мамой! В малой комнате напротив печи была кровать, там и спала мама. Дети выстраивались в очередь, чтобы спать рядом с ней.
Детские воспоминания замелькали, словно, кадры старого фильма.
Однажды Рамилю захотелось манной каши. Он попросил сестру сварить ее. Но она забылась, и в итоге каша сгорела. Тогда сестра от обиды и досады даже заплакала.
- Не плачь, я ничего не скажу маме, давай, скорей вымоем посуду, - поспешил утешить Рамиль.
- Хоть ты и маленький, но на все находишь ответ, все знаешь, - удивлялась она.
- Так мне соседка говорит, что моя голова соединена с шеей, поэтому я такой смышленый.
Рамиль и по сей день остался остроумным. Видимо, этот талант у него с рождения.
Мужчина зашел на чай и блины. На столе закипал старый самовар. Давненько его в хозяйстве не использовали. Его достали лишь к приезду Рамиля. А ведь в детстве за этим самоваром собиралась вся семья.
…Как-то мать поставила на стол кипящий самовар, открыла его крышку и положила вариться 7 яиц. Они должны вариться на водяной бане. Полагая, что все яйца сварились, взяла один, а он упал вниз - в горячую воду. Тогда Рамиль сказал:
- Я есть не буду, когда вода в самоваре закончится, возьму то упавшее яйцо.
Но мать сказала:
- Это яйцо для меня.
Выпив вкусного чая, все вышли во двор. В этот момент племянник вернулся на велосипеде со школы. Рамилю вспомнился грустный случай из детства, связанный с велосипедом. Хоть и говорят, что со временем воспоминания забываются, но он все помнит.
…Он был очень маленьким. Когда мальчик постарше крутил колесо велосипеда, Рамиль случайно засунул палец. Тогда он едва не остался без пальца.
- Нужно ампутировать, - предложил доктор в больнице.
- Нет, не позволю. Организм молодой, восстановится, - заступилась за сына мать.
Она ведь тогда как в воду глядела, палец восстановился. Теперь он сам оперирует людей, считается одним из лучших хирургов.
А однажды он и сам чуть не ошибся. В больницу доставили мальчика. Когда он чистил жатку комбайна, у него там застряла нога. На травму страшно было смотреть.
- Придется ампутировать, - сказал Рамиль.
- Не позволю, лечите раны, а кости молодые, срастутся, - настояла на своем мать мальчика.
И, действительно, через полтора года юноша на своих ногах пришел к доктору на прием. Немного прихрамывал, но все же передвигался на своих ногах. После этого случая Рамиль всегда руководствовался правилом: семь раз отмерь, один раз отрежь.
Шли годы. Дети выросли, словно птицы все шестеро разлетелись в разные стороны. Их мать хоть и рано ушла из жизни, но при жизни дети не жалели для нее своего тепла и заботы. Никто не приходит в этот мир навечно. Таков закон жизни.
Настало утро отъезда. День только рождается. Вот красным янтарем поднимается солнце, его первые лучи, проходя через облака, играют на листьях деревьев и блестят на капельках росы на траве. Рамиль не видел такого рассвета с тех пор, как уехал из деревни. Село провожало его таким пейзажем.
- До свидания, моя деревенька, до новых встреч, - попрощался Рамиль.
Рафиля ФАТТАХОВА, город Кукмор
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев