Огонь, мерцающий в сосуде
А если это так, то что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. А. Заболоцкий - Деда, что такое настоящая красота? - спросила шестилетняя Оля у своего деда. - Почему ты спрашиваешь? - спросил пожилой седовласый мужчина, устремляя на...
А если это так, то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. А. Заболоцкий
- Деда, что такое настоящая красота? - спросила шестилетняя Оля у своего деда.
- Почему ты спрашиваешь? - спросил пожилой седовласый мужчина, устремляя на любимую внучку любопытный взгляд светло-синих добрых и мудрых глаз.
- Когда я сегодня гуляла с тетей и Сережей, нам на улице встретилась очень красивая девушка. Я сказала тете, что тоже хочу быть такой же красивой. А тетя ответила, что настоящая красота бывает другой. Я ее не поняла. Когда я спросила у тети, какая бывает настоящая красота, она только взглянула на меня грустно-грустно и ничего не ответила. Ты знаешь, что это такое?
- Я думаю, что да, - ответил Захар Игнатьевич (так звали деда Оли), улыбаясь. - Много-много лет назад жила одна девочка - Офелия. Она не была красивой, но она была очень доброй, всем помогала. В этом и заключалась ее красота - в доброте.
- Значит, чтобы быть красивой, надо всем помогать? - спросила радостно Оля.
- Точно, - кивнул Захар Игнатьевич серьезно.
- Пойду, помогу маме испечь пирог! - Оля, радостно подпрыгивая, выбежала из комнаты.
Через некоторое время в кабинет деда зашел Сергей - старший брат Оли, внук Захара
Игнатьевича. На вид парню было около девятнадцати.
- Оля без умолку болтает про какую-то Офелию, что ты там ей рассказал? Очередную сказку? - с доброй насмешкой поинтересовался Сергей.
- Вот ты с иронией относишься к моим рассказам, а ведь сколько в них мудрости, - Захар Игнатьевич покачал головой.
Он считал внука слишком скептичным. Надеясь воспитать Олю более утонченной и мягкой, Захар Игнатьевич часами сидел с ней и рассказывал разные интересные и мудрые истории.
- Оля задала мне очень хороший вопрос, о котором задумываются далеко не все взрослые люди, не говоря уж о шестилетних детях.
- Что есть истинная красота? - хмыкнул Сергей. - Она и меня спрашивала.
- И что ты ответил? - дед заинтересованно наклонил голову набок.
- Что красота - это когда на что-то или кого-то приятно смотреть.
Захар Игнатьевич печально вздохнул.
- Не согласен? - Сергей прищурился. - Скажи тогда, что ты об этом думаешь.
- Я расскажу историю про Офелию. Не важно, что это вымысел, в этой легенде запечатлена вековая мудрость.
Сергей ухмыльнулся и, навесив на лицо ироничный взгляд, удобнее устроился на диване.
- Офелия рано потеряла родителей. Воспитывала ее тетя, которая девочку терпеть не могла. Офелии пришлось претерпеть много унижений и боли. Она была необычайно добра и отзывчива, ее сердце не знало ни злобы, ни зависти.
Девочке было лет двенадцать, когда она поняла, насколько некрасива внешне. Это случилось, когда в их деревне появился прекрасный юноша. Имя его было таким же изящным, как и его носитель - Раймонд. Офелия влюбилась и призналась в этом Раймонду. Тот лишь высмеял ее на глазах у всех. Прошло несколько лет, Офелия стала взрослой девушкой - ей исполнилось восемнадцать. Каждый раз, видя свое отражение, Офелия чувствовала, как горестно сжимается сердце. Ни ее угловатая нескладная фигура, ни веснушчатое лицо, ни волосы непонятного серого оттенка, ни небольшие тускло-зеленые глаза не привлекали молодых людей. Собственный облик внушил Офелии мысль, что она недостойна счастья. Раймонда она любила все больше и больше, ни его презрение, ни высокомерие не могли заставить Офелию понять, насколько уродлива его душа. Раймонд собирался жениться на изумительной Агнес - самой красивой девушке деревни.
Наступил день, когда Офелии исполнилось девятнадцать. Она нашла на крыльце дома своей тети записку. «Приходи в лесную хижину. Буду ждать. Раймонд».
Офелия подумала, что Небеса наконец решили смилостивиться над ней.
Девушка на безумных крыльях внезапного счастья отправилась в лес. Там была хижина, о которой знали все жители деревни. Туда заходили отдыхать собиратели ягод и грибов.
Войдя в хижину, девушка увидела двоих мужчин. Оба не внушали никакого доверия. В грязной одежде, со свисающими волосами, с кривыми ухмылками на давно не мытых лицах - они одним своим видом заставили Офелию развернуться и побежать прочь. Девушка с ужасом поняла, что мужчины побежали вслед за ней. Несомненно, они были сильнее ее, но бегала Офелия быстрее, так как была худенькой.
Выбившись из сил, она прислонилась к дереву и откинула со лба мокрые от пота волосы.
- Вот ты где! - услышала девушка до боли любимый голос.
К ней подошел Раймонд - высокий, статный, с длинными черными волосами и огромными холодно-серыми глазами.
- Раймонд! - обрадовано воскликнула Офелия. - Я так рада тебя видеть! Не представляешь... за мной гнались... мужчины... ужасно... - девушка неожиданно кинулась к нему на грудь и разрыдалась.
- Это я их послал, - отозвался Раймонд, брезгливо отстраняясь от девушки.
- Ты? - Офелия подняла на него полные ужаса глаза. - Зачем?
- Сегодня у Агнес, как и у тебя, день рождения. Я хочу преподнести ей особенный подарок. Твое сердце.
Слезы на глазах Офелии высохли. Ее сердце было полно безмолвного ужаса, который не находил себе выхода и, мечась внутри Офелии, заставлял ее сердце биться все быстрее и быстрее.
- Я слышал от людей, что твоя красота заключается в сердце - вот и узнаем. Агнес будет счастлива, когда я докажу ей, что ради нее готов на все.
Офелия безвольно рухнула на землю. Сил бежать не было. Она не могла убежать от того, кого любила. «Пусть карающая рука Любви настигнет меня. Быть может, тогда я обрету покой...», - подумала девушка, осознав, что страх испарился.
Раймонд подошел к Офелии и вынул нож.
- Это будет быстро, не бойся.
- Я люблю тебя, - сказала Офелия и улыбнулась.
Лезвие проникло в ее плоть, из горла вырвался единственный хрип, веки сомкнулись в вечном сне.
Раймонд был доктором. И он прекрасно знал, как делать разрезы, чтобы достать сердце целым.
Вскоре еще теплое сердце Офелии было в его руках.
- Вот оно! - в холодных глазах Раймонда блистал победный триумф. - Обыкновенное сердце. Ничто в нем нет красивого, - презрительно скривился он в следующую секунду.
В этот момент сердце принялось излучать свет, который с каждым мгновеньем становился все ярче и ярче.
- Что такое? - вскричал Раймонд, силясь отбросить сердце, но будто парализованный продолжавший следить за все нарастающим сиянием.
Наконец сердце засветилось настолько ярко, что Раймонд ослеп. С криком, полным страха, он уронил горящее огнем сердце и, спотыкаясь, побежал прочь из леса. Ослепленный любовью, которую излучало сердце Офелии, Раймонд не сумел добраться до своего дома. Его, измученного страхом, нашли поздно вечером и отвели домой. Агнес, узнав, что ее жених лишился зрения, оборвала с ним помолвку и даже не явилась сказать ему об этом в лицо. Раймонд узнал о потере невесты через соседей. Лишь тогда молодой человек понял, что он потерял свою истинную любовь. Любовь, которую он хотел уничтожить, но которая сокрушила его своей безграничной милостью и беззащитностью. Любовь, света которой его омраченная жестокостью и злобой душа не сумела выдержать.
Раймонд думал, что его настигла кара Небес, однако ослепила его вовсе не карающая рука неведомого Господина, а его собственная жестокость. Огонь не может соприкасаться со льдом без того, чтобы одна из стихий не была поглощена другой или разрушена. На месте сердца у Раймонда был лед. Свет, наполнявший душу Офелии, вырвался наружу. Этот свет вовсе не вогнал Раймонда во тьму, он и так находился во тьме.
Кусок льда в груди Раймонда был сломан. Слезы раскаяния и безутешное горе позволили искорке тепла загореться в душе молодого человека. Он просил прощения у мертвой Офелии, и однажды она ему ответила.
Образ Офелии предстал перед Раймондом подобно видению прекрасного ангела. Окруженная ореолом любви и чистоты, Офелия теперь вовсе не казалась ему некрасивой - огонь, мерцающий в душе девушки, являл собой ее истинную красоту.
- Не терзай свое сердце. Знай, что я зла на тебя не держу, потому что я люблю тебя. И помни: я отдала тебе свое сердце, храни его, не сломай...
Вот что сказала Офелия Раймонду. Он ожидал встретиться с ее суровым ненавидящим взглядом, но увидел лишь милосердие, снисходящее к его измученному сердцу. Ведь Любовь не знает ненависти, она не разрушает, ибо она есть Свет.
До конца своих дней Раймонд любил Офелию и жаждал в посмертном существовании воссоединиться с ней в вечном нерушимом союзе. Глаза его оставались слепы, но Раймонд получил прозрение души, тогда в него ворвался подлинный свет, увидеть который в состоянии далеко не все зрячие люди.
Захар Игнатьевич замолчал. Сергей задумчиво смотрел в окно. Наконец он перевел взгляд на деда и сказал:
- Странно, но история произвела на меня впечатление. Я подумаю над этим.
Его дед приподнял губы в улыбке.
- Я рад, что от старика может быть хоть какая-то польза.
- Дед, а почему Оля сразу проглотила эту историю, ведь она еще маленькая, как она понимает такие вещи?
- Не обязательно, что она все поняла, скорее, почувствовала силу сказанных мною слов. Оленька еще неиспорченное дитя, сердце которого с готовностью откликается на любой призыв добра. Взрослым есть чему поучиться у детей.
- Это точно... - пробормотал Сергей, взгляд которого оставался задумчивым.
Когда внук покинул его кабинет, Захар Игнатьевич встал у окна и с радостью взглянул на дождевые капли, стучавшие по стеклу. На земле были большие лужицы воды, солнце спряталось за тучами, однако Захар Игнатьевич видел во всем этом величие, ведь нередко красота бывает прикрыта. Стоит лишь приглядеться и прислушаться: на привычной растоптанной земле порой можно найти прекрасный цветок, а в неприятных завываниях ветра услышать таинственный голос природы.
Лейсан ХАММАТОВА
Фото: http://api.ning.com/files/Rbig4IUy3z-oJ769P57sQX6JPgH9vf63wk0v8BYKoRKRXTT2N1Xmu9z8PnV*gFGS6t*eS6kEfsZqKtdtbZOtcg60J7waDqT-/heartlight.jpg?width=750
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев