"Единственный сын с тех пор и носу не показывал в родной деревне" (судьба)
Нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Ведь она бывает порой обманчива
Рассветает. В лучах восходящего солнца блестят капельки росы.
Бадретдин стоял в огороде и восхищался богатым в этом году урожаем ягод и фруктов.
- Сания, где ты? – он обратился к своей супруге. - Вчера из столицы вернулся соседский сын. И наш сын сказал, что приедет завтра с девушкой. Я приготовлю дров для бани, а ты займись своими делами.
- Да, надо испечь бэлеш, дома прибраться, - ответила Сания.
Дома она убирается раз в неделю, перед банным днем: выбивает ковры, моет полы, протирает пыль. Так один день недели повторяется у нее всю жизнь. Сания делала то одно, то другое. Замесила тесто, отправила бэлеш в печь, затем приготовила домашнюю лапшу.
Татарские женщины всегда слыли гостеприимными и умелыми хозяйками. Особенно в части приготовления вкусной выпечки. Бывает, когда придут гости, провозившись возле печи, они и не успевают вдоволь с ними пообщаться.
- А вдруг сынок привезет свою невесту знакомиться? – подумала Сания. И она мыслями вернулась в те времена, когда сама была невестой.
…С Бадретдином, который пришел к ней свататься, до его деревни они пешком прошли около двадцати километров дороги. Хотя их дорогами-то и не назовешь. Вся грязь после дождя прилипала к сапогам. Когда они пришли к дому ее будущего супруга, уже стемнело. Грязь с пальто Сания кое-как смогла отчистить только на следующий день.
В тот вечер родители парня, оставив молодых вдвоем, ушли ночевать к родственникам. Вот ведь жизнь, сейчас их сын вырос, может, скоро женится. И дочь уже замужем, пусть будут счастливы.
Сания помнит, как первый раз месила тесто. Свекровь тогда сказала:
- Доченька, завтра из соседней деревни придет тетка, замеси тесто и приготовь пирог с калиной, - и сама вышла в огород пропалывать сорняки. Молодая невестка тесто замесила, но оно никак не хотело подниматься. И на теплое место его убирала – все равно. Она рассказала об этом свекрови, которая зашла вымыть руки.
- Мама, тесто-то не поднимается.
- Невестка, а ты дрожжи добавила? – поинтересовалась свекровь.
- Вот, я глупая, совсем забыла ведь, - сказала Сания и со страхом посмотрела на свекровь.
- Невестка, давай попробуем приготовить из этого теста, если не получится – отдадим на корм скотине.
Разве могут быть невкусными пироги, приготовленные из трех яиц и полстакана масла! Тетка ела пироги невестки и нахваливала.
С тех пор, приступая к работе, Сания всегда советовалась со свекровью.
Как-то летом свекровь сказала: «Невестка, помой и добавь в суп пшеничную крупу. На столе во дворе стоят ведра с водой из колодца».
- Мама, сколько раз помыть? – спросила у нее Сания.
- Три раза.
Хоть и прошло много лет, но Сания, когда моет крупу для супа, всегда вспоминает слова свекрови. Хорошо жили, уважая и понимая друг друга. Только вот жизнь у свекрови оказалось короткой… Вот так сидела Сания, предаваясь воспоминаниям, как вдруг:
- Мама, ты дома? Мы приехали, - услышала она и содрогнулась. Убирая седые волосы в платок, стараясь не выдать свое волнение, она протянула руки, чтобы поздороваться.
Перед Санией стояла девушка с покрашенными в несколько цветов волосами и в рваных в коленях джинсах.
- Мама, мы с Эльвирой учимся на одном курсе и любим друг друга. Может, даже и поженимся, – удивил ее сын Азат.
Девушка улыбнулась уголками рта.
- Что же вы стоите, дети?! Давайте, проходите в дом. Я сейчас накрою на стол, - сказала Сания и ушла на кухню. Обессиленная она присела на стул. Сын сказал, мол, может, поженимся. На ком? На этой, в рваных штанах? Говорят ведь, встречают по одежке, а провожают по уму.
Возможно, она очень умная, утешала себя обеспокоенная мать.
Как-то дочь Гульчачак тоже приехала из города в рваных джинсах. Сания заставила ее снять их. И пока не увидел отец, бросила в горящую печку.
- Мама, я ведь их купила за 3 тысячи рублей, - начала рыдать девушка.
- Да хоть за 10! В таких брюках домой не приезжай, а если приедешь, все равно сожгу, - ругалась Сания. С того дня Гульчачак никогда не приезжала в подобной одежде.
Теперь и эта девушка приехала в таких джинсах. Нельзя в первый же день обижать человека, подумала она. Вот будут уезжать, Азату она все равно об этом скажет. Да и потом такая одежда подходит только избалованным богачам. А если подобное наденет человек среднего достатка, тут же скажут: «Ты посмотри на этого бедняка, надел дырявые штаны».
Хоть она и не стала проверять ее внешность с ног до головы, но что-то все равно в глаза бросалось. Например, она постоянно жевала жвачку. «Я, наверное, рано начала переживать, станет ли эта особа моей невесткой, никто не знает. Ничего еще не решено, не стоит раньше времени паниковать», - подумала Сания и позвала молодых к столу.
И Бадретдин абый, закончив свои дела, зашел в дом и сел за щедро накрытый стол. Только вот разговор все никак не завязывался, после ужина родители вышли по делам. Сания присела на скамейку в огороде. А соседка Гульфира возилась тем временем в огороде. Говорят же, что от соседей ничего не скроешь.
- Сания, поговаривают, что ваш сын привез городскую модницу. Сама не видела, это действительно так? – поинтересовалась она.
- Да, приехали, завтра уезжают, - коротко ответила Сания.
Сын Гульфиры тоже как-то привез городскую девушку. Живет с ней вот уже много лет. При первой встрече казалась очень воспитанной. Манера поведения, одежда… Но не смогли они ужиться со свекровью Гульфирой. Постоянно ссорились, работа одной не нравилась другой, питались отдельно. Невестка не выдержала и уехала в город, а сын, конечно, последовал за ней. И вот единственный сын Дилюс с тех пор и носу не показывал в родной деревне. Так и бывает, если женился сын, он уже не твой, а его жены.
Один день сменял другой. И сын Сании в один прекрасный день сообщил родителям о том, что скоро женится. Сания и Бадретдин вместе с сыном ездили просить руки. И никах провели, и свадьбу сыграли. Городская девушка Эльвира приехала в деревню невесткой. Молодые устроились на работу в школу. Эльвиру, которая в первую их встречу была в дырявых джинсах, будто подменили! Сейчас она одевается со вкусом, как подобает учителям, сельчане поражаются ее манере поведения, умной речи, уважительному отношению к свекрови и свекру. Даже соседка Гульфира призналась, что немного завидует.
Сания поняла: нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Ведь она бывает порой обманчива.
Невестка Эльвира оказалась очень хорошей, своим внутренним миром смогла снискать любовь родителей супруга. Поэтому ее уважали и на работе, и дома. Эльвира, которая много лет назад носила рваные джинсы и жевала жвачку, сейчас является лучшим учителем школы.
- Я рада, что сын женился на хорошей девушке, - счастлива Сания. – Разве не счастье, воспитав порядочных детей, чувствовать любовь и уважение сына и невестки, дочери и зятя?!
Рафиля ФАТТАХОВА,
Кукмор
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев