Баба Даша
Дарья Никаноровна прожила непростую жизнь. Дитё войны рано осталось без родителей: отец погиб на фронте в 1943 году, а через год померла мать от болячек и голода. На воспитание взяла тетя Люба по материнской линии, работавшая поваром в столовой колхоза. Жили скромно, своих ртов в теткиной семьей было шестеро, но женщина сиротку в обиду не давала. Она и помогла девчушке получить образование.
Осень нынче выдалась теплая, щедрая. Успели убрать урожай, наготовить варенья, засушить яблок. Вот и калина за окном бабы Даши вызрела, как невеста. Прежде с первыми морозами она собирала эти ягоды и заготавливала впрок: протирала с сахаром, замораживала. А зимой пускала их в пироги. Но 80-летней старушке сейчас было не до нее, месяц ей уже нездоровилось. К докторам ехать наотрез отказывалась, говорила, что хворь сама пройдет. Но на Покров она и вовсе слегла.
«Видимо, близок последний час», - подумала пожилая женщина, желая подняться в постели. Это далось ей с трудом. Напоследок ей хотелось обойти свои владения, убедиться все ли в порядке, не завалялось ли что без дела. На днях приходила соцработник Лидия Степановна, сделала уборку, помыла окна, прибралась во дворе и огороде. Пообещала в следующий свой приход помочь собрать калину. В силу возраста и здоровья от домашней живности - козы и кур, баба Даша избавилась еще весной. Отдала соседке Вале и сельской почтальонке Татьяне. Просто так, за спасибо. Забить их и пустить на мясо у бабки не поднялась рука. А здесь и у той и у другой хозяйства большие, место для скотины нашлось.
Сейчас старушку волновала судьба состарившегося вместе с ней кота Тимоши. Что с ним будет, когда хозяйки не станет?! Еле волоча ноги, она дошла до кухни, взглянула на старые фотографии на стене и вздохнула. Оглядела свои скромные владения: вокруг вроде бы все чисто, вымыто, занавески на окнах белоснежные. Увидев на краю стола «помазок» из гусиных перышек, вспомнила, как на Покров пекла блины. В этот день традиционно она ходила в церковь помолиться Богородице, а потом приглашала соседок на чай. Хлебосольной она была хозяйкой. Но, к сожалению, жизнь внесла свои коррективы. И сегодня она не в силах даже выйти из дома.
- Покров сегодня, - шепотом произнесла баба Даша, сидя на старой кровати, направив глаза на иконку в углу.
Дарья Никаноровна прожила непростую жизнь. Дитё войны рано осталось без родителей: отец погиб на фронте в 1943 году, а через год померла мать от болячек и голода. На воспитание взяла тетя Люба по материнской линии, работавшая поваром в столовой колхоза. Жили скромно, своих ртов в теткиной семьей было шестеро, но женщина сиротку в обиду не давала. Она и помогла девчушке получить образование.
Окончив девять классов, Даша поступила в медицинское училище и получила специальность фельдшера. «Учись, девонька, коль, в люди выбиться хочешь», - говорила тетя Люба на перроне, провожая племянницу в дальнюю дорогу. Эти слова она и запомнила на всю жизнь. В свободное от учебы время подрабатывала санитаркой в больнице, получив заработную плату, высылала тете на лекарства и другие нужды.
Понятно, что родственница эти деньги не тратила, откладывала. Трудолюбивая, небольшого роста девчушка с длинными черными волосами быстро полюбилась и в коллективе лечебницы. После окончания учебы ее пожилая заведующая просила вернуться в стационар в качестве медицинской сестры. Обещали даже с жильем похлопотать. Но ей самой очень хотелось приехать на работу в родную деревню, поближе к тете, которая к тому времени болела астмой.
Получив диплом, Дарья по распределению попала в село в соседней области. Сколько ни просилась она в родной район, но тучная женщина с сальными волосами в деканате отклонила просьбу девушки направить ее на работу в деревню. Так она уехала в чужой район. Здесь и познакомилась со своим будущим супругом, первым парнем на деревне, баянистом Иваном. Тогда после войны восстанавливали колхозы, страна вставала с колен. Денно и нощно труженики пропадали в поле, вот и Ваня был передовым рабочим, работы, что в колхозе, что дома не боялся. Жили ладно и тихо, хозяйство своими силами вели. У супругов родился сын. Правда, недолго пожил малой, в семилетнем возрасте утонул во время купания. Вот ирония судьбы, скольким малышам помогла родиться, сколько жизни спасла за годы работы медиком на селе Дарья Никаноровна, а вот единственного сына от смерти не уберегла. После его смерти семейная жизнь дала трещину, больше детей не завели. Чего греха таить, Иван запил горькую, однажды пьяным угорел в бане. Схоронила двоих женщина. Новой семьей не стала обзаводиться. Так всецело отдала себя работе. Даже будучи на пенсии, в помощи людям не отказывала. Теперь уже на месте старого медпункта в деревне давно стоит магазин. За медицинской помощью, лекарствами сельчане ездят в райцентр. Раз в месяц в деревне ведут прием и доктора из города.
- Никоноровна, ты дома что ль? – прозвучал звонкий голос в сенях. Это соседка Таня принесла старушке молока свежего и хлеба.
- А где ж мне быть-то? – тихо произнесла она.
Татьяна впопыхах принялась рассказывать все местные новости, наливая в кружку молоко и нарезая хлеб.
- Слыхала, председательский-то сын, который по весне в город перебрался, вернулся с невестой, к Новому году свадьбу хотят сыграть. Говорят, здесь и жить останутся. А что нет-то, Никоноровна, в родительском доме всегда лучше. Живи себе, не зная бед. Только вот девка-то больно холеная. Долго ли здесь вытерпит, - без остановки тараторила Татьяна, а затем, поняв, что бабушке не до разговоров, пожелала ей скорейшего выздоровления и убежала по своим делам.
Баба Даша, сделав глоток молока, убрала стакан на стол. «Оставлю Тимошке», - подумала хозяйка, вспомнив про кота, который со вчерашнего вечера не появлялся дома. Тоскливо взглянула в окна, в надежде увидеть его во дворе. Затем доковыляла до кровати, легла в постель и тихо закрыла глаза…
Алсу ГАРИПОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев