Вековой юбилей отмечает долгожительница Кукморского района
Жительнице деревни Село Чура Елизавете Антоновой сегодня исполнилось 100 лет. Поздравить юбиляра со столь значительной датой пришли глава района Сергей Димитриев, глава Селочуринского сельского поселения Николай Михайлов, директор Реабилитационного центра «Милосердие» Роза Фазлеева, родные и близкие долгожительницы.
Каждый 100-летний юбиляр по праву является гордостью и достоянием района, у каждого из них своя история длиною в целую жизнь.
Елизавета Ивановна родилась шестым ребенком в семье из восьми детей, пишет Трудовая слава. Когда маленькой Лизе было 10 лет, заболел и скончался ее отец. Четверо детей умерли еще в младенчестве, а единственный брат по имени Никита погиб на фронте.
Елизавета и дня не училась в школе, букв не знала. Как говорит сама, она об этом никогда не переживала. «Некоторые даже ни разу не бывали в Шемордане. А я везде побывала и в Москву два раза возила колхозный скот в вагонах. Когда сын служил в Перми, ездила его навещать два раза, внукам в Свердловскую область возила даже тушки гусей в качестве гостинцев», - вспоминает она.
Хоть и была она тогда ребенком, но хорошо помнит голод 1921 года, начало и конец Великой Отечественной войны.
- В голодные годы повидала немало, все эти ужасы невозможно забыть. Тогда посеянное зерно не взошло, в первое время из овсяной муки пекли хлеб. А однажды пришла к одним в дом, они спросили меня: «Хочешь булку из гороховой муки?». Я лишь молча покачала головой. И засунув хлеб за пазуху, побежала домой. А вот во время войны мы не голодали, мама в колхозе пекла хлеб. Тогда еще и папа был жив. Содержали корову, лошадь. Отец был старательным - валял валенки. А в День Победы все плакали, поезда на станции Шемордан громко гудели. Но моя радость победы была неполной, ведь на Ленинградском фронте погиб мой супруг Семен, с которым мы успели прожить всего несколько лет. Нашему сыну Леониду не было и года, когда я 28 декабря 1942 года получила на мужа похоронку. И меня хотели отправить на фронт, но не взяли, потому что сын был маленький.
Елизавета Антонова на своем веку повидала немало, много работала на тяжелой работе. Но особенно запомнилось ей и до сих пор отдается болью в сердце то, что семьи, в которых было мало детей, облагались налогом.
- У тебя только один ребенок, говорили мне, и каждый год требовали 510 рублей в качестве налога, поэтому было очень обидно. Это и так было время безденежья, тогда мы и сами кое-как сводили концы с концами. А однажды, когда поехала на базар в Яныль продавать дрова, то услышала, как одна женщина из деревни Балыклы жаловалась, что их дом уже третий день не отапливается, и дети голодные. Тогда дрова отвезла и выгрузила ей, а сама приехала домой и во весь голос зарыдала: «Мой муж убит на войне, а вы требуете от меня налог». Всю свою жизнь оставалась верна своему супругу. После войны в течение десяти лет в колхозе ухаживала за лошадьми. За работу давали 52 килограмма ржи. Однажды по ноге пнула лошадь, да так сильно, что эта нога до сих пор болит. После этого три года трудилась на железной дороге в Кукморе. Сын тогда сказал: «Закончу седьмой класс, пойду работать на ферму, возвращайся снова в деревню», и я вновь устроилась в колхоз, на лошади вывозила навоз на колхозные поля. Тогда начали строить ферму, с женщиной по имени Настя мы добывали камни с берега речки. Из этих камней были построены кузница, сушилка, и для половины стены фермы были использованы добытые нами камни. За день добывали по два кубометра камней, а всего мной было добыто 56 кубометров. (В один КамАЗ вмещается 8-10 кубометров камней - вот какую тяжелую работу выполняла Елизавета апа - прим.автора).
На сегодняшний день долгожительница окружена заботой и вниманием невестки Анны, внучек Нины и Лидии. И отношения с невесткой Анной ханум теплые и душевные, как у матери и дочки.
- Мама обиду никогда не держала, говорила и забывала. Она нам очень помогла в воспитании наших семерых детей и двоих детей нашей дочери, которая скончалась в возрасте 32 года, - говорит Анна ханум. - Вот уже более 53 лет живем вместе душа в душу. К сожалению, супруга Леонида не стало пять лет назад. В 95 лет у матери перестали видеть глаза, и ноги не ходят, поэтому носим ее на руках. Хотя и говорит, что у нее все тело ноет, но за свою жизнь в больницу обращалась лишь один раз, когда по ноге пнула лошадь. Наверное, уже и медицинская карточка затерялась.
А Елизавета Антонова благодарна невестке и внукам. «Каждую неделю моют в бане, переодевают в чистую одежду», - рассказывает долгожительница. Интересуется жизнью остальных внуков, новостями, радуется тому, что они живут благополучно.
Свой столетний юбилей она встретила в кругу любимых и любящих людей. И это для нее самый лучший подарок.
Лилия НУРГАЛИЕВА, фото Эльвиры МУБАРАКШИНОЙ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев