Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
Тема дня

Нынче исполняется 100 лет, как полотно железной дороги появилось в поселке Кукмор

В этом году исполняется ровно 100 лет, как полотно железной дороги появилось в нашем поселке. Интересно, сколько за это время людей и поездов проехали через наш край? В начале XX века железная дорога играла важную роль в развитии экономики. Так как в то время товарооборот осуществлялся только при помощи морских...

В этом году исполняется ровно 100 лет, как полотно железной дороги появилось в нашем поселке. Интересно, сколько за это время людей и поездов проехали через наш край?

В начале XX века железная дорога играла важную роль в развитии экономики. Так как в то время товарооборот осуществлялся только при помощи морских путей и гужевого транспорта, это вызывало трудности для предпринимателей, которые жили далеко от больших городов. Поэтому управляющие больших фабрик были рады принятию проекта Российского государства 1911 года, по которому от Москвы до Екатеринбурга планировалось проложить дорогу. Эта дорога должна была соединить Сибирь и Дальний Восток, проходя через Россию. Много споров вызвали два проекта строительства дорог: Казань-Сарапул-Екатеринбург и Нижний Новгород-Малмыж-Екатеринбург.

27 апреля 1912 года на совещании Совета министров единогласно приняли проект Казань-Сарапул-Екатеринбург. Но дорога оказалась неудобной для кукморских и мамадышских фабрикантов, так как проходила в 20 километрах от Кукмора. Решение этой проблемы взял на себя Николай Комаров из Кукмора - владелец торгового дома «Братья Комаровы». Он написал письмо начальнику отделения железной дороги Москва-Казань, где объяснил пользу прохождения дороги через сам Кукмор. С экономической точки зрения этот ход был удачным. Благодаря стараниям Николая Комарова началась усиленная работа на всех участках дороги Казань-Екатеринбург.

В 1914 году на территории Кукморского района началось строительство железной дороги, соединяющей Казань и Урал, которую строили немецкие военнопленные. И вот через два года 34-километровая односторонняя железная дорога пересекла деревню Кукмор. Так начинается строительство дорог и укладка рельсов. Не многие знают, что первые рельсы и колеса поездов были шипованные. Составы проходили редко, раз в десять дней. В 1930 году для строительства второго полотна был построен мост через реку Нурминка. В строительстве принимали участие жители Кукмора и пленные немецкие солдаты Первой мировой войны.

В 1920 году в Кукморе построили первый железнодорожный вокзал. На протяжении 85 лет он исправно служил людям. В феврале 2005 года был заложен первый камень в фундамент современного вокзала, и в тот же год новое здание было сдано в эксплуатацию.

А в 1991 году по инициативе директора валяной фабрики Шамиля Ахметшина была построена остановочная платформа рядом с фабрикой. Несмотря на официальное название станции «927 км», в народе ее стали именовать «Братья Комаровы». Вот так имя фабрикантов, многое сделавших для жителей нашего района, было увековечено в названии остановочной платформы.

Лилия ГАЛИМУЛЛИНА, сотрудник музея

Фото Лилии НУРГАЛИЕВОЙ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

1

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев