Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Последние новости

Ветеран труда и спорта Николай Саватеев из Кукмора рассказал о военном детстве

На долю Николая Степановича выпало немало трудностей, он - из числа детей военных лет. Голод, разруха, боль сиротства – обо всем этом он знает не понаслышке. Он поделился с воспоминаниями с нашими читателями

Наверное, мало тех, кто не знает проживающего в нашем городе ветерана труда и спорта Николая Саватеева. Но вот ведь как бывает: живешь себе, встречаешь его каждый день на улице, здороваешься и не знаешь, какой человек с удивительной судьбой живет рядом с нами. На долю Николая Степановича выпало немало трудностей, он - из числа детей военных лет. Голод, разруха, боль сиротства – обо всем этом он знает не понаслышке. Он поделился с воспоминаниями с читателями нашей газеты. 
Сейчас Николаю Саватееву 87 лет и он давно уже на заслуженном отдыхе. Но ему и не дашь столько: высокий, статный мужчина, разве что в последнее время здоровье подводит. До этого увлекался спортом, ходил на охоту и рыбалку, знал все грибные места в районе. 
«Может, не надо», - просит меня дядя Коля перед началом нашей беседы. Честно говоря, и мне было непросто от того, что вновь заставляю переживать те непростые времена. Но нить беседы подхватывает его супруга Надежда Саватеева: «Ты расскажи самое главное-то», - просит она, и воспоминания начинают мелькать как кадры кинофильма. 
- Родился я в 1931 году в деревне Зубово Калужской области в крестьянской семье. В семье росли четверо детей: две девочки и два мальчика. Отец Степан трудился на мельнице, мама Екатерина вела хозяйство. Мать скончалась еще до войны. Война к нам пришла, когда мне было десять лет. Я успел закончить лишь два класса. Сейчас уже смутно помню первый день войны. Припоминаю лишь, что всюду слышались слова: «война», «война началась»… Но разве мы, мальчишки, могли понимать всю серьезность ситуации?! – неторопливо начинает рассказывать Николай Степанович. – Но хорошо сохранился в памяти тот день, когда по нашей деревне проехал первый немецкий мотоцикл. В его люльке сидел пулеметчик. Наверное, это была разведка. А уже позднее подошли их войска: солдаты, техника. Они двигались в сторону Москвы. 
По словам ветерана, он не видел, чтобы немцы кого-то убивали. Бомбить дома местных жителей стали позже, когда начали наступать советские войска. Однажды немцы отмечали в сельской школе Новый год, и кто-то играл на гармошке. Один из сельских мужчин сказал: «Вон, баянист играет», а немцу послышалось «коммунист». И тогда солдат схватил этого парня и силой выволок из помещения. После нового года немецкие войска начали прибывать в деревню. Морозы тогда стояли трескучие. Фашисты даже завязывали уши. Непривычными были русские морозы для немецких солдат. Это стало для них настоящим испытанием. Долго советские войска не могли освободить деревню. 
- Нас немцы стали выгонять из наших домов. Сами начали жить в них, а мы были вынуждены ютиться в погребах. В нашем погребе человек, наверное, восемь-десять было. Еды не было, питались, чем могли. Была у нас, конечно, корова, но я не помню, чтобы мы молоко-то пили. Во время наступательных боев сгорел наш дом, - тяжело вздыхает ветеран. 
В это же время скончался и его младший брат Шура. То ли инфекция была какая-то, то ли в паху что-то. Сейчас Николай Степанович точно и не помнит. Запамятовал. После освобождения Зубова сирот – Николая и его младшую сестру Валю забрала к себе тетка Анастасия, отцовская сестра. У нее своих детей было трое. А старшую сестру Лиду удочерила сельская учительница. Чтобы прокормить детей, тетка посылала сирот «кусочничать» по деревням, а родные дети тети оставались дома. Затем сирот забрали в детдом в город Медынь, который располагался в здании санатория, а потом перевезли в детский дом в городе Козельск. Здесь таких как они было человек 300. Оказывается, некоторых из детей находили отцы, матери. В конце 1943 года Николая Степановича отправили учиться в ремесленное училище. Здесь он проучился два года, освоил профессию слесаря-ремонтника промышленного оборудования, а по его окончанию направили в завод города Калуга. Весть о конце войны застала его здесь же. 
- Такой радости мы никогда не испытывали и не испытаем. Когда узнали, что война закончилась, мы начали выбегать на улицу с криками «Ура». И слезы, и радость – все перемешалось. Казалось, что отцы вернутся, пропавшие сыновья найдутся, матери воспрянут, - рассказывает мой собеседник. 
После войны Николай Саватеев отслужил в армии, обзавелся семьей. В 1957 году молодые супруги по направлению приехали в Кукмор на работу на швейную фабрику. Так и связали свою жизнь Николай Саватеев и супруга с нашим городом. 
Наверное, можно было бы долго продолжать нашу беседу, ведь одно воспоминание рождало другое, но время было поздним. В завершении нашей беседы дядя Коля сказал: «Живем в спокойное время. Нужно ценить мирное небо над головой». 


 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев