В Кукморском районе имеется около ста заброшенных домов
На днях побывали в деревне Верхний Арбаш.
В каждой деревне можно встретить одинокие, заброшенные дома. Когда видишь ветхие постройки с заколоченными окнами, покосившейся крышей, полуразрушенным забором, заросшие репейником, крапивой, то на глазах наворачиваются слезы, к горлу подступает ком...
На днях побывали в деревне Верхний Арбаш. Сегодня здесь имеется 99 хозяйств, 27 из которых пустуют.
«В настоящее время в пяти деревнях поселения — в Верхнем и Нижнем Арбаше, Октябрино, Хасановке, Уркуше насчитывается 237 хозяйств, где проживают 506 человек. А в 73 домах, к сожалению, висит теперь огромный замок. Не могу сказать, что все они заброшены. Встречаются среди них разные: дома с крепким фундаментом, хорошими хозяйственными постройками. К примеру, деревню Хасановка я бы назвала дачным поселком. Летом здесь кипит жизнь. Дома не пустуют, сюда приезжают пожилые хозяева, или же их дети и внуки, чтобы провести летний отдых на свежем воздухе. С закрытием дачного сезона практически все, кроме жителей двух домов, разъезжаются кто куда. В деревне Октябрино примерно такая же ситуация, здесь у каждого участка есть свой хозяин. На сегодняшний день мы в сельском поселении ведем работу по поиску собственников заброшенных домов. Со многими смогли связаться. Некоторые уже приступили к регистрации права на землю и дом. Надеюсь, что получив в руки соответствующий документ, они поменяют свое отношение к родительскому дому, где родились и выросли, приведут хозяйство в порядок. Если находятся хозяева ветхих и полуразрушенных домов, то договариваемся с ними о сносе аварийного жилья, или, если ответственность за дом ложится на нас, то такие дома передаем семьям, оставшимся в трудной жизненной ситуации. Они разбирают и используют на дрова», — говорит глава поселения Альбина Аглямова.
...Проходим по улице Верхнего Арбаша. «В этом доме проживают пенсионеры, а здесь — одинокая старушка, а хозяин соседнего дома уже умер. В этом доме нет хозяев, пока не можем найти, а в следующее хозяйство должны приехать родственники», — говорит глава поселения. Не смогли спокойно пройти и мимо старого дома с покосившимся забором, ветхой крышей, перетянутым веревкой калитки, где в одном углу была спутниковая антенна.
«Здесь жила одна старушка. Но она давно умерла. Дети и внуки проживают в городе. Возможно, приезжают на лето, но я лично никогда не встречала. Когда позвонила им и попросила привести территорию в порядок либо разобрать дом, они ответили, что этот дом как добрая память о матери. Кто знает, быть может, у них нет времени или возможности. Есть и те, кто приезжает на лето или раз в неделю. Они следят за порядком в хозяйстве. Им кроме слов благодарности ничего сказать не можем. Некоторые дома находятся в неплохом состоянии. Например, несколько лет назад один дом купили на средства материнского капитала. Судя по документам о регистрации права, хозяйка дома получила паспорт в городе Нижнекамске. Я пока не представляю, как можно разыскать человека только по имени и фамилии. Дом является частной собственностью, поэтому посягать на чужое имущество незаконно. А неоформленные дома без хозяев (таких в поселении — три) мы регистрируем как „выморочное имущество“, а после решения суда оформляем в собственность сельского поселения. После этого мы можем передать участок желающим что-то построить», — говорит Альбина Аглямова.
О будущем деревни, заброшенных хозяйствах побеседовали с Савией Хабибрахмановой, которая пришла невесткой в деревню из Сабинского района.
«Деревни стареют, молодежь устремляется в города. Говорят, что в сельской местности нет работы, и уезжают искать счастье на стороне. В начале приезжают проведать родителей, а после их смерти и вовсе забывают малую родину. В соседних домах жили две старушки, они были родными сестрами. После их смерти хозяйства сильно обветшали. Крыша дома бабушки Майсар покосилась в нашу сторону, поэтому я переживала, что при сильном ветре крыша рухнет и повредит нашу баню. Слава Всевышнему, приехали родственники и разобрали одну часть крыши. Действительно, заброшенные дома совсем не украшают облик деревни, а представляют угрозу и вызывают тревогу у односельчан. Если бы хозяева домов приехали и огородили такие участки, то улицы стали бы чуть красивее», — рассказывает она.
Азат Гарифуллин, руководитель исполкома района:
На сегодняшний день в районе имеется около ста заброшенных домов. Все они расположены на территории сельских поселений. Таких много в Чарлинском, Олуязском, Лельвижском, Поч. Кучукском, Нижнерусском, Селочуринском, Ныртинском, Уркушском сельских поселениях. Всем прекрасно известно, что полуразрушенные дома, надворные постройки представляют угрозу для общества и пожароопасность. С точки зрения противодействия терроризму вопрос становится большой проблемой. В поисках хозяев заброшенных домов размещаем объявление в газету. Если в течение 30 дней собственник не объявится, то местная администрация может обратиться в суд и признать право собственности за собой. Если дом оформлен в собственность, но находится в заброшенном состоянии, то главы поселений находят родственников и просят привести участки в порядок. Также размещается объявление купли-продажи в различных мессенджерах.
В рамках реализации федеральных программ в сельских поселениях проводится большой объем работ. К примеру, молодым специалистам проще предложить земельный участок под строительство нового дома, где есть свет, вода, газ, нежели с окраины. И поэтому важно найти хозяев таких домов.
Тагир Кутдусов, глава Ныртинского сельского поселения:
У каждого дома, участка должен быть свой хозяин. И всё же в поселении немало заброшенных, беспризорных домов. В Ныртах их особенно много. Те, кто не желает отказываться от родительского дома, могут в соответствии с законом зарегистрировать право собственности. Дома, от которых отказались, постепенно сносятся. Мы можем оформить эти земли и передать их всем желающим (кто-то хочет построить дом, кто-то — расширить личное подсобное хозяйство). Жилые дома в хорошем состоянии выставляются на сайты продаж. Совсем недавно в Нырты переехала семья с тремя детьми. Сейчас собираются устроить детей в местную школу. Когда хозяйство имени Вахитова взяло нас под свое крыло, были созданы рабочие места, трудоустроены 25 человек. В следующем году в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» планируется построить четыре дома. Это прекрасное подспорье для молодых специалистов, которые хотят обосноваться в сельской местности.
Петр Иванов, глава Важашурского сельского поселения:
В состав нашего поселения входят деревни Старый и Новый Каенсар, Поч. Сутер, Верхняя Шунь, Важашур. В каждом из них есть заброшенные дома. Больше всего их в Новом Каенсаре — 12. Некоторые оформлены в собственность, мы поддерживаем с ними связь, решаем проблемы сообща. Кто-то приезжает, приводит участки в порядок, благоустраивает. А кто-то сносит, ищет покупателей. А беспризорные дома после подачи заявления будут оформлены в собственность местного самоуправления.
фото: Алсу Саляхутдинова/ «Трудовая слава»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев