В деревне Старая Кня состоялась встреча потомков Иштугана
Собралось нас больше 40 человек, приехали родные из Башкортостана, Владимирской области, Москвы и Подмосковья, Йошкар-Олы, Ижевска, Сургута, Набережных Челнов, близлежащих Сосновки, Кукмора и наших деревень Синерь, Починок-Кучук, Старая Кня.
Я - типичный представитель народа мари, родившаяся в СССР в 60-х годах прошлого века, живущая в городе и не знающая языка своих предков. Но благодаря ежегодным летним каникулам, счастливо проведенным в деревне, язык и традиции своего народа мне были немного знакомы. Когда в 15 лет я писала заявление на получение своего первого паспорта, в графе «национальность» гордо написала «марийка», несмотря на предложение паспортистки писать «русская» и правильное написание национальности «мари».
В Кукморском районе компактно расположены несколько марийских деревень, в том числе родовая деревня моей мамы – Синерь. Древнее название нашей небольшой деревни - Ший Энер (Серебристая речка), ее возраст - не менее 400 лет. О Синери, которая снится мне всю жизнь и куда приезжаю семь раз в году, могу рассказывать долго, но рассказ мой о людях.
Мои родители - оба мари, родились в 1938 году, имена им дали уже русские – Василий и Анна, они - уроженцы соседних деревень. Мама и папа сами росли в больших семьях.
Последние двадцать лет перед смертью моя бабушка Анна (Атнаби) рассказывала много семейных историй. Эти истории прослушивались по многу раз. Правда этих событий иногда удивляла. Но бабушка торопилась, надо было все успеть рассказать. Атнаби прожила почти 91 год.
Бабушка Атнаби рассказала, что решение о знакомстве Василия и Анны приняли их родители. И это было не так давно, каких-то пятьдесят лет назад.
Василий и Анна жили в городах сначала на Севере, потом в малознакомой им Йошкар-Оле и все же 25 лет назад стали строить дом на родине, в Синери. Мамы нет с нами уже 13 лет, папа беспокоится об их общей родине за себя и за нее: приводит в порядок кладбища и священную рощу, рассаживает орешник, участвует в национальном музыкальном коллективе «Кна вел». На месте разрушенной церкви в Синери построил часовню. В центре деревни совместными усилиями жителей обустроили детскую спортивно-досуговую площадку с «толерантным» забором: штакетник ограждения украшен изображением людей в национальных костюмах нынешних жителей деревни – мари, татар и русских.
Создавать «семейные древа» я начала с семьи своей мамы. К 90-летию Атнаби напечатали большой плакат: она с мужем, их 8 детей, 18 внуков, 23 правнука и 1 праправнучка. С плаката смотрели 52 человека самых близких родных. Бабушка так гордилась этим плакатом, что попросила повесить его на самом видном месте своего деревенского дома и подводила к нему всех приходящих.
«Семейное древо Иштугана» рассказывало о семье моего папы. Мы решили оттолкнуться от его дедушки Иштугана Иксанова (июнь 1885 - 12 мая 1962) – о нем в памяти родных еще можно было собрать сведения. Сохранилось много фотографий прадеда Иштугана и его четвертой жены Акулины: мой отец на одну из первых зарплат купил фотоаппарат и стал фотолетописцем. И сама личность прадеда, на фотографиях похожего на капитана корабля северных морей, вызывала интерес и гордость. Иштуган был женат 4 раза: жены умирали родами, от болезней, приводили своих детей от предыдущих уже умерших мужей, одну он выгнал – «не любила детей», а их тогда у него от первых двух жен было уже много. Четвертая, Акулина, была моложе мужа на 21 год. Всего оставил Иштуган после себя 9 детей.
Понадобилось несколько месяцев на сбор информации и фотографий. Выяснилась судьба 7 поколений родных. Всего же на «Семейном древе Иштугана» появилось 148 человек. В основном, все они с фотографиями, но есть люди, после которых не осталось фотографий – предки Иштугана и его первые жены - от них остались только имена, дети, родившиеся, получившие имена, но «ушедшие» в младенчестве.
Благодаря созданию «семейного древа» познакомилась почти со всеми живущими своими дальними родными, причем некоторые горизонтальные связи в этой системе выглядят необычно. Первый ребенок у Иштугана родился в 1909 году – дочь с красивым именем Алтынчас, последний Леонид - через 41 год, в 1950 году. Поэтому мой 81-летний отец является племянником 76-летней Наталье Иштугановне.
В разговоре с Александром Иксановым (живут целым семейным «кустом» в Республике Коми) узнала о судьбе потерявшегося еще во время Великой Отечественной войны дяде моего отца Пектубае. Александр нашел на сайте, где размещены отцифрованные документы немецких концлагерей, информацию о пленении и смерти Пектубая Иштуганова. Для нас всех это стало большим семейным событием: с 1941 года, около 80 лет, о его судьбе ничего не было известно. О нем было написано в праздничном номере газеты «Трудовая слава», посвященном Дню Победы.
После того как плакат с «Семейным древом Иштугана» был готов, возникла идея собраться вместе около позема Иштугана. Позем – это родовое место, где стоит дом и огород.
Историческая встреча потомков Иштугана состоялась в конце июня в деревне Старая Кня. На поземе Иштугана живет его дочь от Акулины Наталья Иксанова – единственная живая прямая наследница нашего исторического теперь предка. Она рассказывала о своем отце – человеке трудолюбивом, уважающем традиционную религию мари.
Деревенские певуньи Зоя Иштуганова и Наталья Сергеевна спели две песни, которые любил и пел Иштуган. Начинали петь вдвоем, но постепенно к их голосам присоединялось все больше родных. Заканчивал песню целый хор из 15-20 голосов. Отец пел и смахивал с глаз слезы. Эти слезы – главная награда за кропотливый труд по созданию плаката и организации нашей встречи.
Собралось нас больше 40 человек, приехали родные из Башкортостана, Владимирской области, Москвы и Подмосковья, Йошкар-Олы, Ижевска, Сургута, Набережных Челнов, близлежащих Сосновки, Кукмора и наших деревень Синерь, Починок-Кучук, Старая Кня. Приезжали семьями, было много детей – главных адресатов нашей встречи.
Съездили вместе на марийское кладбище – почтили память предков. В школе в Починок-Кучуке есть замечательный музей, собранный учителями и школьниками, рассказывающих историю наших марийских деревень. Наша родственница Ирина Родыгина, заведующая музеем, провела нам экскурсию, дети с удовольствием посидели за партами 50-х годов и попробовали считать на старинных счетах.
Наш автомобильный кортеж посетил кугусю (священная роща) и марийские деревни – Починок-Кучук и Синерь и в завершение в новом уютном клубе в Старой Кне состоялся концерт марийского коллектива «Пеледыш» (Вятские Поляны) и музыкальной группы женщин из деревни Княгор. Без танцев марийские праздники не обходятся, музыкальный вечер завершился танцами, в которых участвовали многочисленные сельчане.
В память о нашей встрече родные подарили школьному Починок-Кучуковскому составу музыкального коллектива «Кна вел» марийские гусли. Элла Федотова-Яканаева на музыкальном вечере исполнила произведение на гуслях и обещала осваивать и дальше замечательный подарок.
Ольга САННИКОВА,
правнучка Иштугана
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев