Супруга погибшего в СВО Фаниля Хисматуллина: «Половину сердца забрал с собой»
Гульзия Хисматуллина из деревни Старый Пинегерь пережила трагедию — в октябре ее муж Фаниль погиб в спецоперации. Женщина осталась одна с тремя детьми. Она признается — потеряв любимого человека, она потеряла многое.
Гульзия зашла в нашу редакцию, чтобы отдать на публикацию письмо благодарности. «У нас есть пристрой, который мы начали возводить до смерти Фаниля. Но начатое нужно довести до конца, поэтому собрав все силы, я взялась за это дело вновь. Хочу поблагодарить всех, кто мне помог», - начала она разговор.
С Гульзией мы поговорили и о жизни, и о Фаниле. Об умерших принято говорить хорошо, но об уроженце деревни Старый Пинегерь, участнике специальной военной операции на Украине Фаниле Хисматуллине, даже при жизни говорили лишь с положительной стороны. Слушая Гульзию, я еще раз убедилась в том, что он жил достойно, был примерным семьянином, уважаемым мужем, любящим отцом.
- Мы поженились в 2013 году. Нам было по 35 лет. Под его заботливым крылом я успела прожить лишь десять лет, - рассказывает Гульзия, вытирая слезы. - Моему сыну Рустаму от первого брака (первый муж тоже умер) было тогда 15 лет. Я жила по принципу, что чужой ребенок никому не нужен и не собиралась замуж повторно. Увидев теплое отношение Фаниля к сыну, его привязанность к Рустаму, я приняла предложение и поехала невесткой в деревню Пинегерь.
В то время Фаниль катал валенки. Когда у нас родился сын Ибрагим, мы решили, что только этим делом семью не прокормить, и он уехал работать на Курильские острова. На Дальнем Востоке постоянно шли масштабные военные учения, и хотя по специальности он был шофером, там он нес службу артиллеристом-наводчиком. Потом родилась Зайнаб. Когда дети подросли, Фаниль перешел в УФСИН (управление исполнения наказаний) Казани. Работа была беспокойная: по тревоге вызывали в любое время суток. Я посоветовала ему уйти с этой работы, потому что постоянный недосып мог привести к печальным последствиям на дороге.
До выхода на пенсию Фанилю оставалось два года (льготных лет было много). Поэтому в 2022 году он подписал свой второй военный контракт и в апреле прошлого года снова отправился на Дальний Восток. К тому времени специальная военная операция на Украине уже началась. «Я обязательно вернусь», - пообещал он. Мне и в голову не пришло, что я могу потерять его навсегда. Никогда. Постепенно стала получать сообщения о том, что идут подготовка, учения. «Наши на некоторое время едут в зону спецоперации и возвращаются, едут и снова возвращаются», - сказал он. Полгода спустя я начала с нетерпением ждать в отпуск. А его прямо оттуда, 30 сентября, увезли на Украину. Фаниль из самолета позвонил по видеосвязи, сказал, что они поехали. Настроение у него было хорошее. В салоне было полно бойцов. Оказывается, это был наш с ним последний разговор. А 1 октября муж позвонил с чужого номера и сказал: «Приехали, здесь тихо, никто не стреляет», и выключил телефон. А через несколько дней получила сообщение: «Позвони на этот номер. Фаниль». Телефон взяла женщина и быстро спросила: «Кто вам нужен: Владимир, Михаил, Александр?» Я растерялась и не смогла произнести ни слова. Я сказала, что Фаниль. «Подождите, сейчас подойду к нему», - ответила она. Но сколько бы я не звонила, трубку никто не брал. После того, как получила известие о смерти мужа, я набирала этот номер миллион раз, но обратной связи не было. Думаю, что Фаниль в то время, наверное, был в госпитале.
О смерти Фаниля мне сообщили 8 октября на работе. В мой кабинет вошли несколько человек, но я четко увидела лишь районного военного комиссара Альберта Гумерова и все поняла... «Я хочу увидеть его в последний раз», - сказала я военному комиссару. Он сам привез тело Фаниля из Ульяновска. В гробу было сделано окошко. Было видно лицо мужа, его положили на зеленую подушку, и одежда была зеленой. Ведь он очень чтил ислам, не пропускал намаз, помогал имаму нашей деревни Зиятдину хазрату в переводе метрик. В Дагестане получил некоторое религиозное образование. Даже после отъезда он часто просил выслать свои дагестанские записи. Когда Фаниль уезжал в дальнюю дорогу, по древнему поверью, откусывал кусок хлеба. После возвращения он съедал его, макая в суп.
Вот и перед своим последним отъездом поступили также. Перед тем, как получить весть о его смерти я взглянула на откусанный хлебушек, мне стало не по себе: кусочек заплесневел. Я до сих пор не могу его выбросить.
Фанилю было всего 43 года. Ранение оказалось не столь страшным: в ногу попал осколок гранаты. В справке о смерти было написано, что он умер 5 октября от кровопотери. А я 6-го не находила себе места, казалось, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди. Мне хотелось услышать голос Фаниля. Думала, с ума сойду. В одном из справочников с Дальнего Востока я нашла номер телефона, но дозвониться не смогла, у них уже была ночь. На 7-й день поехали с Ибрагимом в Киров на МРТ. Я почувствовала, что рядом со мной кто-то есть, но в комнате я была одна. Испытывала те же чувства, когда была дома.
Потеряв Фаниля, я потеряла многое. Что пережила, знаю лишь сама. Можно сказать, что он унес с собою половину моего сердца. Мы понимали друг друга без слов. Он был терпеливым, скромным, очень человечным. Все время улыбался. Всегда поддерживал меня. Рядом с ним было очень приятно и надежно. Я до сих пор не могу принять его смерть.
В интернете показывают, как солдаты возвращаются в краткострочный отпуск, в такие моменты мне кажется, что и мой супруг вернется домой. Мы вместе планировали встретить старость. Он уехал в апреле на спецоперацию, как я уже сказала, в мае на деньги, которые он мне прислал, начали делать пристрой. Оставались только внутренние работы, но получили известие о его смерти. Весной этого года решила провести отопление. В этом деле мне помогли двое мужчин. Им и хочется выразить искреннюю благодарность. Одним из них был Наиль Фазылгалиев, работающий сторожем в Кукморском детском саду «Ляйсан», другим - Сергей Петров из организации «Боевое братство». Предварительно цену мы не обсуждали. Когда работа была закончена, они не взяли с меня ни копейки. Удивилась. Сергей объяснил: «В уставе нашей организации «Боевое братство» есть пункт: помощь семье погибшего в специальной военной операции оказывается на безвозмездной основе». Ведь не у всех есть такие помощники, какую большую работу они выполняют, огромное им спасибо.
Фаниля похоронили на «Аллее Славы» в Кукморе. По нескольку раз в день проходим мимо. В трудные времена я иду к нему и плачу, прошу: «Помоги мне». Дети тоже пришли проводить в последний путь. Я подумала, пусть лучше знают сейчас. Смерть Фаниля Рустем пережил очень тяжело, пролежал в больнице. Ибрагим спокойный, мирный, а Зайнаб была настоящей папиной дочкой. «Наш папа больше не вернется?» - спрашивают они и начинают плакать. Потом снова забывают. Проходя мимо кладбища, напоминаю детям, что надо поздороваться с отцом. Сейчас они и сами говорят: «Папа, мы сюда идем, едем на соревнования…»
Я сама - человек с сильным характером, рожденный в год Лошади. По-другому и быть не может. Судьба научила меня не плакать. Один за другим ушли в мир иной сестра, отец. Сын Рустам попал в дорожно-транспортное происшествие, мама сломала ногу. Пришлось долго обивать пороги больниц. Мне нужно поднимать детей, могу положиться только на Всевышнего. Мне нельзя быть слабой.
В Кукморе по соседству с нами живет одна семья. Помню, они выходили в огород, дружно, смеясь работали, воспитывали детей. Я смотрела на них с таким восхищением, мечтала жить как эта семья. Всевышний даровал мне такую приятную, красивую жизнь. Он услышал меня, спасибо. Но жаль, что я не просила, чтобы это счастье длилось до конца жизни…
В преддверии праздника 9 мая в Казани на торжественном мероприятии Раис республики Рустам Минниханов вручил жене и сыну рядового Фаниля Хисматуллина, погибшего в ходе специальной военной операции, орден Мужества.
Пока материал готовился к печати, пришло еще одно сообщение от Гульзии. 8 мая ей позвонил боевой товарищ Фаниля и рассказал о том, как ее муж был ранен, как добровольно пошел на передовую, как по дороге в госпиталь помахал всем рукой, улыбнулся и пообещал вернуться. А орденом Мужества земляк был награжден за то, что не сдал своих позиций.
фото: из личного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев