Судьба: смерть его нашла не в Афганистане, а на родной земле
- Не хочу умирать, - стонал он, когда на него упал трактор.
Вот так, пройдя Афганскую войну, урясьбашский парень Валерий Васильев погиб в мирной жизни. А ему было всего 28 лет. Эх, еще жить бы да жить. Навечно он остался молодым в сердцах людей.
Его сестра Людмила до сих пор бережно хранит солдатские письма младшего брата. Аккуратно написанным письмам, полные теплых слов, более 30 лет.
«Здравствуйте, дорогие мама, папа, бабушка, тетя, Тамара, Люда, Галя!», - так начинаются они. Еще многим родственникам, соседям он передал приветы, спрашивал о них. Особенно переживал за бабушку. Есть такие строки: «Как дела у бабушки? Как ее здоровье? Я знаю: она за меня волнуется», «Ваше фото получил, бабушка выглядит опечаленной. Она говорила, что с приходом осени становится грустно», «Бабушка, если будет все хорошо, к моему возвращению сваришь ягодное варенье, хорошо». Валерий был любимым внуком, рос добросердечным, воспитанным, чувствительным. Смерти, кровопролития на войне, наверное, он переживал тяжело.
Его первые письма пришли из города Ленинакан (сейчас Гюмри) Армении. Приняв в 1986 году военную присягу, там получил военную специальность. «Если после «учебки» нас оставят здесь, напишу», - сообщил он. Если бы оставили, трудно представить, как обернулась бы его судьба: наверняка, многие помнят, как из-за землетрясения в конце 1988 года в руины превратились Ленинакан, еще три города и 300 жилых пунктов, погибло много людей.
«Ночью 7 мая 1987 года на самолете прилетели в Ташкент. Там были выстроены ребята, которые, как и мы, должны были отправиться в Афганистан. Узнав о том, куда отправляют, сначала не верилось. Пройдя 8 мая военную комиссию, полетели в Кабул. Приземлившись, был удивлен: вокруг высокие горы. Солнце палит, песчаная буря. Нас ждали офицеры и солдаты, сами в касках, бронежилетах, с автоматами. Лица черные, только зубы блестят. Два-три дня были в Кабуле, потом нас с Маликом распределили по разным частям, мне стало не по себе», - написал Валерий своей сестре. Остальное расскажу по возвращении, пообещал он.
В письмах о себе писал мало, не жаловался: «У меня все хорошо. Служба идет. Как говорится, и сыт, и обут».
В другом письме написал: «Здесь всегда заваривают чай. В магазинах есть все, что захочешь. Каждый вечер показывают кино, каждую неделю моемся в бане: есть парилка, бассейн, душ, да и в наряд ходим только в парк. Ночами по очереди по два часа стоим на страже. В бронежилете, каске, с автоматом». Понятно, что нельзя было разглашать военную тайну, да и домашних не хотел волновать. Ни слова нет и об участии в военных операциях. А ведь не зря он награжден медалью «За боевые заслуги».
Вспоминая о нем, сестра Людмила не может сдержать слез.
- Когда узнали, что брата отправляют в Афганистан, мы – Рашида Халяутдинова из Большого Кукмора, Гадения Шангараева из Кукмора (их уже нет в живых), наша тетя Зоя и я – отправились в дорогу. Сначала на самолете долетели до Еревана, затем на автобусе – до Ленинакана. Эти края с высокими горами показались очень страшными. Написав заявление, брата, сыновей попутчиц Мунира и Малика вызвали из части. Четыре дня вместе жили в гостинице, успели повидаться. Тогда Валерий спросил, мол, почему не приехала мама, я по ней очень соскучился. Но мама боялась летать самолетом. Со слезами проводили ребят в Афганистан. К счастью, Валерий живым вернулся домой. Но характер у него сильно изменился, нервы были расшатаны. На кровь совсем не мог смотреть.
Летом 1996 года Валерий работал в Мамадышском районе. Узнав о том, что в отпуск приехал его друг из деревни Верхняя Сунь, с которым они прошли афганскую войну, решил с ним встретиться. Вместе с приятелем на тракторе тронулись в путь. Спускаясь с горы возле деревни, трактор перевернулся. Валерий остался под ним…
- После смерти брата мама дни и ночи рыдала. У нее поднялось давление, через шесть месяцев она скончалась. Через несколько лет ушел из жизни и отец. Нет и моего супруга Радика Игошева, тоже афганца, он трагически погиб. С младшей сестрой Галей остались вдвоем, - тяжело вздыхая, говорит Людмила. На их сердцах неизлечимая рана.
фото из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев