Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
Последние новости

Сироты войны ждут внимания

Хочется верить, что со стороны государства нам будут предоставлены хоть какие-нибудь льготы

О трудном детстве представителей старшего поколения пишут немало. О боли и горечи сиротства знают лишь те, кто сам пережил подобное.

Когда мой отец ушел на фронт, мама осталась беременна мной. Она денно и нощно трудилась в колхозе. И дети, которым рано пришлось повзрослеть, трудились наравне со взрослыми, серпом убирали урожай с полей. Но сирот матери не обижали, растили, как могли. Кроме того, женщин, оставшихся без мужей, обременяли налогами, закрывали на ночь в канцелярии. Каждый год весной матерей отправляли в Кукморский элеватор, который находился в 25 километрах от нас. Как сейчас помню: мама, принося оттуда зерно, потом лежа на полу громко рыдала. Часто лапти изнашивались, и ей приходилось босиком идти по весенней распутице. Она пережила немало лишений, жила впроголодь, можно сказать, хорошего видела мало, и в 56 лет отошла в мир иной. Ее нет с нами 47 лет.

А каким был мой отец Хасанзян, я и не знаю. Кажется, он погиб в декабре 1941 года. Не известен и номер роты, в которой он служил, не сохранилась и похоронка. В начале войны наша армия понесла большие потери, большинство солдат погибли именно тогда.

Я часто вспоминаю свое сиротское детство. Еда наша была скудной: замерзшая картошка, лебеда. А те, у кого были отцы, ели белый хлеб. Не получали мы и пособий, но налоги платили наравне. 

На днях в Кукморе встретил друга детства. «Ты все так же молодо выглядишь, энергичный», - сказал я, поприветствовав его. А он в ответ: «Салихзян, друг мой, я ведь вырос в достатке, и мама, и папа были живы». Да, радость жизни он сохранил на всю жизнь. А у таких, как мы, на лице – признак сиротства.

Мы, дети военных лет, дожили до глубоких седин. А ведь и не верили в это. Сначала душу терзали голод, лишения, а позднее сердце ранила несправедливость. Все уважение и внимание было тем, кто вернулся с фронта. Им выдавали и автомобили, и квартиры, назначали невиданные пенсии. На праздниках поздравляли только их. Конечно, они этого достойны. Но ведь в то же время детям, потерявшим на войне отцов, не оказывалось никакого внимания. 

Подростков, не дождавшихся с фронтов отцов, вместо них тянувших лямку жизни, валивших лес, косивших сено, трудившихся днями и ночами, но забытых со стороны государства, сейчас уже дедушек и бабушек никто и не вспоминает. На 9 Мая чествуют лишь ветеранов войны, радуют  подарками, приглашают за праздничный стол. А тех, кто пал смертью храбрых, вспоминают лишь минутой молчания.

Несколько лет назад Владимир Путин сказал: «Мы помним детей войны и тружеников тыла». Хочется верить, что со стороны государства нам будут предоставлены хоть какие-нибудь льготы. 

Приходилось читать и о том, что в некоторых областях сиротам войны оказывается должное внимание. По случаю Дня Победы их приглашают на мероприятия, радуют гостинцами, даже есть надбавка к пенсии.

Наверное, некоторые читатели скажут: «Вот Салихзян абый жалуется». Вовсе нет, живу в достатке. Как говорится, на старости лет дожили до лучших дней. Хотелось бы еще пожить. А когда пробьет последний час, то хочется верить, что Всевышний уготовил сиротам войны место в раю. 

Поделиться своими воспоминаниями на страницах газеты для нас тоже отрада.

Салихзян АГЛЯМЗЯНОВ, 
Чишмабаш-Кукмор

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев