Сабантуй – народный праздник
Вот и в этом году настало время пришедшего к нам из глубины веков национального праздника Сабантуя. Это мероприятие вобрало в себя самые красивые обряды, традиции татарского народа и по сей день является долгожданным событием для взрослых и детей.
И как же организовать и провести праздник так, чтобы он надолго остался в памяти каждого?
В первую очередь, нужно правильно выбрать место для его проведения. Во многих селах есть майданы, на которых ежегодно проходит Сабантуй. В некоторых деревнях вокруг майдана посажены деревья. Они не только украшают округу, в их тени можно передохнуть в жаркий день.
Местом для майдана обычно выбирают луга или проводят праздник возле речки. Этот участок земли должен быть просторным для проведения традиционных скачек, забегов и других интересных игр и состязаний.
В нашей деревне Большой Кукмор в 1950-1960 годах праздник плуга проходил на просторном лугу рядом с речкой. Зрителей, пришедших на мероприятие, наверное, было чуть меньше, чем на районном.
Традиционно Сабантуй начинается со сбора полотенец и гостинцев с населения. Например, в нашей деревне сохранились давние обычаи. Когда мы были маленькими, подростками, те сельчане, которые собирали полотенца, облачались в маскарадные костюмы. Хорошо помню, как Карам Сальманов, ШарафиКашапов, Гарифзянабый, Хабиабый, парни и девушки, а также увязавшиеся за ними десятки детей обходили все девять улиц деревни. С песнями, танцами, играми сбор подарков затягивался на целый день. Гармонистов было несколько. Останавливались у каждого третьего дома и запевали частушки. Некоторые сельчане даже накрывали на стол и гостей угощали чаем. Затем хозяин дома вручал подарок. Раньше дарили много расшитых платочков, полотенец. Делали «подношения» и молодые невестки.
Сейчас же больше дарят купленные в магазине материалы.
Народ постепенно отвыкает от вышивки и рукоделия. Возможно, следовало бы возродить эти занятия и организовать в очагах культуры не только танцевальные и вокальные, но и обучающие рукоделию кружки.
Сейчас Сабантуи проходят во всех деревнях республики в одно и то же время – в один день. Не получается приехать или прийти друг другу в гости, пообщаться с родными, друзьями. Я думаю, Сабантуй в деревнях нужно провести через неделю после того, как пройдет районный Сабантуй. Конечно, в некоторых краях его празднуют как Праздники села, но это не народный праздник. Было бы хорошо, если сельчане на праздник плуга организовали состязания по татарской борьбе для себя, детей и подростков. Сейчас на майдане корэш идет по правилам для профессионалов. Но простой сельский труженик, например, механизатор или работник фермы, не может бороться по этим правилам. Им, как говорится, нужна борьба старого образца – пока трижды не положишь соперника на лопатки. К тому же это стало бы и толчком для привлечения сельских детей к этому виду спорта.
А не могут ли сельчане сами решить на сходе, когда и в какое время провести Сабантуй, какие игры внести в программу, как организовать борьбу?
До и после войны наша деревня славилась по всей округе своими именитыми борцами. Как рассказывали, МиннемуллаБадретдинов становился батыром на Сабантуях в других местностях и, возвращаясь в деревню, размахивал в воздухе своим полотенцем.
ХуснутдинСадретдинов, Агзам Галимов славились умелыми батырами не только в деревне, но и в округе.
Отец девушки по имени Салима из Туембаша поставил борцу из нашей деревни Фазлиахмету Нуриеву условие: «Если станешь батыром, то отдам за тебя дочь». Фазлиахет одержал победу, и Салима пришла невесткой в деревню. Они долгие годы прожили душа в душу.
Мулланур Шафигуллин был талантливым борцом, как только соперник приподнимался немного от земли, мастерски укладывал его на лопатки.
В армейском полку, в котором служил Наиль Галимзянов, было много татар. Среди них проводились и состязания по национальной борьбе. Там Наиль не сдавал первенства. И в деревне оставался главным батыром.
Хази Файзрахманов также был сельским батыром.
Галимзян Багаветдинов боролся аккуратно, был крепким. Даже в 2010 году среди борцов пожилого возраста стал батыром.
Харис Фасхутдинов боролся спокойно, много раз на сельском Сабантуе занимал призовые места.
Рафагат Хамматгалиев был крепкого телосложения, боролся в тяжелом весе. Этот янцобинский батыр и у нас многократно оставался победителем.
Райнур Хаернасов становился батыром и в нашей деревне, и в Пинигере, занимал призовые места на районных Сабантуях.
Хабибулла Кадыров, можно сказать, был самым любимым батыром народа. Не раз мы были с ним соперниками. Мой вес был 130 килограммов, его – 147. Если в какой-то год мы с ним не выходили на майдан, то народ расходился с праздника со словами: «В этом году Хабибулла с Нурсилом не боролись, на Сабантуе было не интересно».
Халил Идиятуллин хоть и был в легком весе, но не сдавался перед тяжеловесами. Много раз становился чемпионом района. В 1971 году со сборной командой района в первенстве республики свободного спортивного общества «Уныш» заняли третье место.
Рафаэль Рахматуллин имел первый разряд по 11 видам спорта. На сельском Сабантуе много раз занимал призовые места, в районе оставался вторым батыром.
Магсум Нуриев занимал призовые места на сельских Сабантуях. Он кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе.
На первый взгляд казалось, что Мансуру Хисматуллину борьба дается легко, он оставался батыром на сельских Сабантуях.
Азат Кадыров много раз был призером.
Наиль Газизуллин несколько раз становился абсолютным батыром в деревне, занимал призовые места на районных и Вятскополянском Сабантуях. Сын Рустам несколько раз становился абсолютным батыром сельского Сабантуя. В деревне Пинигерь, Вятских Полянах удостаивался призовых мест. Второй сын Руслан работает в Лаишевском районе в лесничестве. Несколько раз становился там батыром в тяжелом весе.
Нурислам Ахметгалиев в 1981 году в районном Сабантуе удостоился призового места. В 1982 году на празднике плуга в городе Ташкент стал главным батыром.
В прежние годы на борьбу помериться силами записывались по 40-50 человек. Немало приезжали спортсменов и из других деревень. Фоат Хасанов из Таишево в борьбе использовал прием переброса через голову. Сначала участвовал в состязании по поднятию гири. 32-килограммовую гирю поднимал в воздух по 70 раз. А затем в борьбе становился батыром. В районных Сабантуях он 11 раз занимал вторые места. И в республике занимал призовые места.
Уроженец деревни Нурмабаш, проживавший в Кукморе, работавший агентом в заготовительной конторе, отец 8 детей Мухаррам Ганиев, хоть и носил на одной ноге протез, но укладывал на лопатки многих сильных парней.
Раньше на майдан борцы одевали, что хотели. В шелковой рубашке бороться было неудобно, она скользила. Надевали и халат, иногда ради смеха и шубы.
Раньше почему-то боролись на ремнях для брюк. Если он рвался, зрители громко аплодировали. Судить соревнования было поручено бывшим борцам, авторитетным представителям старшего поколения. Карам Сальманов, Рахимулла Шафигуллин, Шарип Садыков присуждали победу только тогда, когда борец поднял и положил соперника. Те спортсмены, у кого сил было одинаково, боролись по 1-2 часа. Народ тоже не расходился, следил за ходом борьбы. В то время батыру в качестве подарка давали и мебель (кровать, стол, шкаф). Это сейчас побеждают с 1-2 баллами и получают большие призы. А раньше такого не было.
Кроме татарской национальной борьбы в программе праздника плуга были и другие состязания. Например, бег в гору, на скорость, прыжок с высоты. Велосоревнования, скачки, перетягивание палки, поднятие гири проводятся и по сей день. Но как мне кажется, они нынче проходят не так увлекательно и интересно как раньше. То ли постарели мы, то ли времена изменились.
Нурсил ГАЛИЕВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев