Лябуда ДАВЛЕТШИНА: «Собираем историю по крупицам»
Директор Кукморского краеведческого музея Лябуда Давлетшина посвятила изучению краеведения более 20 лет своей жизни. Общение с ней доставило мне массу удовольствия. Поскольку такие интересные собеседники встречаются редко
- Лябуда ханум, на днях Вы отпраздновали свой юбилей. С какими мыслями встретили знаменательную дату?
- Ко дню рождения сделала себе большой подарок – установила информацию о своем деде в десятом колене. Вернее сказать, я являюсь ему родственницей в десятом колене, моя дочь - в одиннадцатом, внуки - в двенадцатом. Из государственного архива мне пришло письмо. «Поздравляем, Вы являетесь внучкой основателя деревни Муслюмово», - говорится в нем. Этот факт стал для меня очень волнительным. Целых два дня меня переполняли эмоции. Родословное древо отдали на печать, оно получилось немаленьким. Согласно историческим данным, в 1710 годах четыре семейства обосновалось в месте современного Муслюмово. Населенный пункт назван именем моего деда Муслима. Сын деда Муамин был старшиной. У его сына Габдельрашита было медресе. Точно известна дата смерти каждого из них. Мне известно, что и дедушки предшествующих им пяти колен также были родом из тех краев. Мне даже доводилось ездить в Муслюмово. Лет десять назад обращалась в тамошний музей, но мой запрос особого внимания не удостоили. В те годы и с архивами взаимодействовать было сложнее. Сейчас ведь на службе у людей есть интернет, были бы деньги. В прошлом году выиграли 100 тысяч рублей в рамках гранта «Лучший руководитель сферы культуры». Большая часть этих средств была затрачена на запросы документов из архивов.
- С кем разделили радость?
- Когда занялась изучением рода, моя родная сестра скептически спросила, кого я планирую найти. Поэтому я позвонила первым делом ей. «Сядь в кресло, чтобы не упасть. Нашла нашего дедушку в десятом колене, он является одним из основателей Муслюмово», - сказала я ей. Договорились, что летом поедем искать родственников.
- Вы сказали, что лет десять назад прекратили исследование родословной, что побудило Вас начать его вновь?
- Как-то раз я предоставила заместителю директора национальной библиотеки по научной и методической работе Иреку Хадиеву и доценту Казанского государственного федерального университета Раифу Марданову книги религиозного содержания из нашей домашней библиотеки. В прошлом году на «маскаринских чтениях» Ирек Габдельхаевич передал мне от Раифа Фаткулловича книгу. Я бегло на нее взглянула и убрала, чтобы ознакомиться с ней дома подробнее. Оказалось, это был сборник писем. Меня привлекло письмо, адресованное некой Нафисой своему брату Ахметнагиму – Туембашскому мулле. Так как Ахметнагим – мой дед. Это письмо датировано примерно 1904-1905 годами. Автор письма упоминает в нем и других своих братьев, приглашает их на какое-то праздничное мероприятие. Меня восхитила манера изложения письма, стройность предложений, образность языка. Оно и побудило меня обратиться к исследованию родословного древа.
- Лябуда апа, как Вы пришли в музей? Расскажите о своих первых шагах на этом поприще.
- Когда училась в четвертом классе, отец повез меня в Казань в национальный музей. Среди экспонатов я увидела большую белугу. Больше всего мне понравилось отделение флоры и фауны. Полученные в тот день впечатления надолго остались в памяти. Возможно, это и повлияло на выбор профессии. Но после школы я поступила в кооперативный, проработала в этой отрасли 24 года. Когда работала в профсоюзном комитете, ездила на ярмарки. Помню, как впервые поехала в Булгары на татарский слет. Мы развернули там торговлю, совместно с Яныльским сельпо украсили для выставки татарское подворье. По дороге на работу в райпо проходила мимо строящегося музея и вздыхала про себя, почему я не приобщена к этому делу. Музей распахнул свои двери перед посетителями 9 мая 1995 года. А в 1996 году руководитель управления культуры Азат Сабитов пригласил меня на работу. «Лябуда ханум, в работе ничего сложного нет, не переживайте, только вот сидеть на одном месте не придется», - сказал он мне. Действительно, профессия музейного работника не подразумевает сидячую работу. Музейный фонд нужно все время пополнять. И делать это нужно самой, так как исторический материал, экспонаты на тебя с неба не свалятся. В начале трудового пути в музее насчитывалось 327 экспонатов. Много исторически значимого материала почерпнули из газеты, собрали фотографии. Большое место отвели отрасли сельского хозяйства. Первым делом изготовили стенд, на котором заняли свое место портреты известных руководителей, знаменательные новостройки. Результат работы нам самим очень понравился. Вот только один приехавший из Сабов дед нас обругал, сказав, что мы разместили на стенде фото человека, построившего над кладбищем ферму. Не помню, что мы на это ему тогда ответили. Но сейчас у нас готов ответ любому и для любой ситуации. Наши стенды – это не Доски почета. Мы являемся хранителями истории. Фото того или иного человека занимает у нас место, потому как он занимал в районе в определенное время руководящую должность, оставил след в его истории. Мы не выносим оценку его личностным, человеческим качествам. На сегодняшний день в музейном фонде около 10 тысяч экспонатов. Даже не хватает места, чтобы всех их хранить, так как не позволяет площадь здания. Сейчас значимость музея велика, люди сами приносят нам исторически значимые вещи на хранение. В числе таких активистов Иван Бектин. Он приносит новые экспонаты мешками. И где он их только находит! Каждый экспонат хранит тепло рук своего былого владельца. Глядя на вещи, мы будто видим этих людей. Помню одного мужчину, принесшего хомут. «В девять лет я пахал с коровой, животное настолько выбивалось из сил, что падало от усталости. Я плакал, не в силах его поднять, и сам засыпал возле», - рассказал он. Современная молодежь не знакома с орудиями труда прошлых лет. Нам площадь не позволяет, чтобы показывать им их интерактивно. Также нужны помещения для хранения и реставрации экспонатов.
- Сколько человек работает в Вашем коллективе? Расскажите о музее наших дней.
- В самом начале коллектив музея состоял из шести человек. На сегодняшний день нас работает 13 человек. 12 лет здание музея ремонтировалось. Потому шесть лет мы размещались в здании районного Дома культуры. В 2010 году музей вновь открыл свои двери перед посетителями. Это позволило взять на работу новых людей. Все экспозиции созданы нашими руками. Поскольку приглашать экспертов стоит дорого. Особого труда это нам не составило. Ведь ни одну из нас белоручкой не назовешь. Я сама шью, вяжу, обучила всех своих сотрудниц вышивать. Некоторые из них даже меня в мастерстве сумели превзойти. Даже возродили древнюю татарскую национальную вышивку, именуемую тамбурной. Музей пользуется популярностью у населения, люди к нам активно ходят, называют наш музей живым воплощением истории. Но музейные экспозиции устаревают и уже не вызывают к себе былого интереса у посетителей, их нужно обновить. Все экспонаты, информацию, начиная с 1996 года, вбиваем в программу «Камис». Благодаря этому за нашей деятельностью следит Государственный Эрмитаж, мы тесно с ним взаимодействуем. По этой программе нашими экспонатами пользуются и другие музеи. В прошлом году совместно с Коломенским краеведческим музеем Московской области организовали выставку валенок. Они лично приехали за нашими экспонатами и нас пригласили к себе. Куда бы ни ездила, я всегда рассказываю о нашем музее, районе, призываю к обмену опытом. На выставке даже были валенки, украшенные самим Вячеславом Зайцевым. После выставки наши московские коллеги не только вернули нам экспонаты, но и поделились лишним подсобным инвентарем. Также мы тесно взаимодействуем и с
районами нашей республики. Мы всегда готовы к сотрудничеству, рады оказать посильную помощь в организации и проведении мероприятий различного уровня.
Всемирный конгресс татар создал отделение краеведов. На его первый съезд поехали Зиатдин Назмутдинов из деревни Старый Пинигерь, Расил Набиев из Ятмас-Дусаево, Рафаэль Ярмиев из Байлянгара, Фарит Валиев из Туембаша. По их возвращении мы побеседовали о том, с чего начать работу. Начало ей было положено. В результате выпустили книгу, вобравшую историю около 30 деревень нашего района. Мы всегда оказываем краеведам содействие в сборе информации, материала. В настоящее время идет изучение истории мечетей Кукморского района, материалов переписи населения. Благодаря изучению переписных книг удалось расширить родословную Чингиза Айтматова. Пополненную родословную я вручила Аскару Айтматову на конференции в Турции перед делегатами из 26 стран. Он был тронут до глубины души, сказал, что за 60 лет своей жизни еще не получал столь ценного подарка.
Продолжение читайте в номере газеты за 18 октября.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев