Фермеры Галиевы из Олуяза: Всё начиналось с одной бороны
По правде говоря, до этого я и представить не могла, что Галиевы ведут столь масштабную крестьянско-фермерскую деятельность. Я была поражена, когда увидела на одной территории фермерский комплекс и выстроенную в ряд технику.
… Лена вот-вот должна была родить третьего ребенка. А глава семейства тогда был на посевной в поле. С трудом смог разобрать слова своей работавшей в роддоме в Казани односельчанки Райсы: «Рафис, поздравляю тебя с рождением дочери». Сначала он растерялся. Во-первых, связь была плохая, во-вторых, поставщик, который обещал семена не сдержал слово, из-за этого работа могла встать.
С тех пор прошло одиннадцать лет. Тогда у семьи не было ни фермы, состоящей из нескольких хозяйственных построек, ни мощной техники. А была лишь одна борона, которой обрабатывали приусадебный участок.
Хозяйство, которое начиналось с одной бороны, со временем стало приносить свои плоды!
По правде говоря, до этого я и представить не могла, что Галиевы ведут столь масштабную крестьянско-фермерскую деятельность. Я была поражена, когда увидела на одной территории фермерский комплекс и выстроенную в ряд технику.
- Рафис, вы даже превзошли самих помещиков, в некоторых хозяйствах нет такого количества скота, современных хлевов, вы стали одним большим хозяйством, - говорю я ему.
- Оно же не мое, все принадлежит Лене. Стараемся, работаем потихоньку, - улыбается Рафис. На самом деле он просто шутит. Хоть и зарегистрировано хозяйство на имя Лены, но всем руководит сам Рафис.
С этим согласилась и Лена. «Мы работаем на себя, я ни разу не пожалела, что начали свое дело. Сложно, безусловно. Как говорится, покой нам только снится. Весь груз ответственности ложится на Рафиса, хоть он и говорит, что на меня. Пусть Всевышний дарует ему крепкое здоровье. Он все продумывает заранее, составляет план работы. Разумеется, это и определенный риск. Раньше я боялась, что не сможем осилить такую работу, а теперь, видимо, уже привыкла. Всё ложится на его сильные мужские плечи, мы никогда ему не возражаем, иногда, если нужно, помогаем».
Говоря, иногда так, Лена, конечно же, шутит. Она является и правой, и левой рукой главы семейства. А как именно помогает? Об этом чуть позже.
Рассказ Рафиса
Первая постройка, расположенная на окраине деревни Олуяз, появилась в 2011 году. Помещение размером 11 на 44 метра, рассчитанное на 50 коров, выполнено из кирпича, утеплена изнутри. После реконструкции оно стало вмещать 66 голов скота. В 2013 году рядом построили зерносклад, в 2015 году был достроен еще один новый коровник на 100 голов.
Когда вышли на территорию фермы, я попыталась разговорить Рафиса. Вернее, уболтать хозяина, который не любит ни хвастаться, ни важничать. «Этот коровник был построен в таком-то году, этот в нынешнем, затем построили хлев, хранилище для сена, сенажную яму…», - рассказывал он. «В каком году построен этот хлев, а на сколько коров, быков и телят он рассчитан?» - я так и не запомнила. Если вкратце: всего здесь содержатся около 300 голов крупного рогатого скота. Вместе с доярками, работниками ферм, трактористами, шоферами работают 22 человека.
Заходим в современное, просторное здание, которое начали эксплуатировать в 2020 году. «Здесь около 110 коров», - говорит Рафис, отвечая на вопрос. Он так и не назвал точную цифру, возможно, боялся сглазить. Животные не были на привязи, один из них по кличке «Шурале» (с одним рогом) медленно подошел к специальному аппарату, чтобы почесать спину, от одного прикосновения аппарат пришел в действие. На ухо каждому животному вставлен специальный чип. Это помогает упорядочить работу. Вот несколько животных зашли из загона. Ведь их ожидает вкусный сенаж, приготовленный хозяевами из десяти ингредиентов. «В прошлом году мы заготовили довольно много сенажа, даже продали 200 тонн. Мы заложили сенаж в Республике Марий Эл. Затем всю зиму возили сюда. Поэтому заготовленный дома сенаж оставался про запас, смогли раздать и работникам», - говорит Рафис.
Главная особенность построек - автоматизированный доильный зал «Елочка». Одновременно может подоить 12 коров. Везде чистота, порядок, вымытый асфальт. Доярки имеют отдельную комнату для отдыха, которая оборудована душем, стиральной машиной. И не скажешь, что здесь содержат скот. Выплата зарплаты согласовывается заранее: ею доярки довольны. Крестьянское фермерское хозяйство имени Лены Галиевой сдает государству ежедневно 3 тонны молока.
Рассказ Лены
Слушаю ее рассказ и удивляюсь, откуда у нее столько сил? Иногда ей приходится быть на ферме в 3 часа утра вместе с доярками. Когда телятся коровы, может оставаться и на всю ночь.
- Я привыкла спать по два-три часа в сутки. Даже если собираешься ложиться пораньше, то до 11-12 часов никак не получается, - говорит она. – Открыли ферму 11 лет назад, с тех пор живу в таком ритме. Камилла родилась в мае, в августе открылась ферма. Свекровь тогда еще была жива, однажды упала, повредила ногу и осталась прикованной к постели. Уходили на ферму, оставив Камиллу в колыбели одну. Теперь удивляюсь, как не боялись оставить ребенка одного. бабушка просила: «Запирайте дверь снаружи, чтобы малышку никто не унес». Наша дочь с детства была самостоятельная: я заваривала чай в бутылке, а она сама ее находила, пила, а потом ложилась спать.
Сама Лена родом из Нурлатского района, по образованию медработник. Приехав в гости в Олуяз из Казани вместе с одногруппницей Райсой, вышла замуж за местного парня и осталась здесь. Трудолюбие и энергичность передались ей от матери. «Ей 84 года. Еще недавно приезжала к нам погостить на два месяца, все еще полна сил, и нас держит в тонусе. Живет и радуется, строит новые планы», - говорит Лена.
Кроме комплекса у Галиевых имеется 410 гектаров посевных площадей. А во время весеннего сева у Лены появляется еще одна работа. Вернее, эта работа продолжается до поздней осени, до окончания сезона, пока техника не вернется на территорию фермы. Она в течение нескольких месяцев готовит обед и ужин на 10-15, 15-20 человек, которые работают на полях хозяев. Так продолжается уже десять лет. «Нельзя сказать человеку, мол, иди, домой, поешь, потом придешь, кормим по собственной инициативе, главное, чтобы выполняли работу качественно. Им нравится, как я готовлю», - говорит она. А ведь это огромный труд!
- А деньги считать, видимо, приятно? - спрашиваю я Лену.
- У нас нет бабушек, дедушек, которые оставили бы богатое наследство, все достается кропотливым трудом, поэтому надеяться нужно только на себя, - говорит она. - Сыновья Нафис и Рамис тоже во всем помогают. Мы никогда не сидим и не считаем деньги. Можно сказать, деньги в постоянном обороте. Чем больше нужно, тем больше расходов. Люди могут не поверить, но ведь каждый месяц нужно выплачивать зарплату, оплачивать кредит в банке, ремонтировать технику. Для скотины закупаем нужные лекарства. Отрадно, сегодня у нас есть вся необходимая техника, но мы все еще работаем над ее обновлением. Внедряются новые технологии, старые изживают себя. Поскольку поля находятся за пределами фермы, есть проблема с перевозкой техники с одного поля на другое. Если раньше переживала из-за расходов, то теперь спокойна. Поэтому я во всем соглашаюсь с Рафисом. Если он решает купить ту или иную технику, никогда не возражаю. Например, он говорит, что хочет купить культиватор, я не против, только поддерживаю его. Не спрашиваю, мол, почему, зачем, ему полностью доверяю. Потому что он знает толк в деле.
...Спустя несколько лет Рафис всё же встретил человека, который «кинул» с семенами. «Я наблюдаю за твоими успехами, молодец, справляешься. А тогда я тебя просто пожалел и не поверил, что человек, у которого лишь одна борона в хозяйстве, сможет чего-то добиться», - сказал он ему.
А та борона еще сохранилась. Ее планируют повесить на стене рядом с дипломами, памятными фотографиями, выданными хозяйству Галиевых.
фото: из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев