Взяточничество: грех, духовная болезнь
Несправедливость, которая начинается с «маленького подарка», может обернуться большой взяткой.
Взяточничество — одна из самых опасных и глубоко укоренившихся проблем современного общества. Если одни воспринимают это как обыденность, то духовные лидеры категорически выступают против. Взятка — это грех, проявление слабости веры, явный признак порабощения собственным страстям, а значит, путь, ведущий к погибели. Подробнее об этом мы побеседовали с имамом Таишевской мечети Айратом хазратом Шафигуллиным.
— Айрат хазрат, какова позиция Ислама относительно взяточничества?
— Ислам категорически запрещает взяточничество. Об этом ясно говорится как в Коране, так и в хадисах. Всевышний Аллах в 188-м аяте суры «Бакара» говорит: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех». Этот аят раскрывает суть взятки: человек несправедливо присваивает себе права и имущество других. Подобное деяние — это признак безверия и бесчестия. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклятие Аллаха дающему взятку, берущему ее и посреднику между ними». Следовательно, каждый, кто причастен к этому деянию, несет ответственность и является грешным.
— Некоторые пытаются оправдать взятку, называя ее «подарком». Есть ли разница в этом случае?
— В Исламе ценность каждого деяния определяется намерением. Если человек дарит что-либо от чистого сердца, в знак благодарности — это благое и богоугодное дело. Однако, если за подарком кроется определенная цель — быстрее решить вопрос, повернуть дело в свою пользу или получить несправедливое преимущество — это уже расценивается как взятка. В истории есть поучительный пример: халифу Умару ибн Абдул-Азизу сосед прислал корзину яблок. Но халиф не принял ее и сказал: «Наш Пророк принимал подарки, но я побоялся, что это будет взяткой». Вот это есть истинный образец богобоязненности и справедливости. И сегодня как руководитель, так и простой сотрудник должны жить, тонко чувствуя эту грань.
— В Коране взяточничество указывается как духовная погибель, верно?
— Да, именно так. Всевышний Аллах в суре «Ан-Ниса» говорит: «И за то, что они брали ростовщичество, хотя оно было им запрещено, и несправедливо пожирали имущество людей, мы уготовили для них мучительное наказание». Здесь взяточничество, обман, ростовщичество, воровство — всё это стоит в одном ряду. Потому что все эти деяния разрушают доверие и справедливость между людьми. Человек может разными путями избежать наказания в этом мире, но в Судный день перед Аллахом каждый ответит за свои совершенные деяния. Верующий человек не должен забывать об этом.
— Некоторые называют взяточничество «недугом современности». Но ведь это явление упоминается и в Коране...
— Безусловно. Взятка — не новое явление. Оно существовало и среди древних народов. Всевышний Аллах в суре «Аль-Маида» говорит: «Ты видишь, что многие из них поспешают совершать грехи, преступать границы дозволенного и пожирать запретное. Воистину, скверно то, что они совершают». Эти слова были ниспосланы тысячи лет назад, но актуальны и сегодня. Значит, взяточничество — это не болезнь современности, а недуг, коренящийся в вере и духовном состоянии человека.
— Хазрат, сегодня люди часто сетуют: «Если не дать взятку, дело не сдвинется с мертвой точки». Что в этом случае советует религия?
— Ответственность лежит на обеих сторонах. Если человек, «сунув» деньги, пытается решить свое дело, он тоже грешен. Если бы не было дающего, не было бы и берущего. Мы, люди, таким путем сами разрушаем систему. Если есть возможность, нужно решать вопросы справедливым путем, через терпение, молитвы, испрашивая помощи у Аллаха. Всевышний Аллах в суре «Ат-Таляк» говорит: «И тот, кто боится Аллаха, Аллах найдет ему выход из любого положения, и даст ему удел оттуда, откуда он не ожидал». Значит, если верующий человек не вступит на путь взяточничества, Всевышний всё равно поможет ему.
— Какой, по вашему мнению, вред взяточничество наносит обществу?
— Это болезнь, разрушающая основы общества. Там, где есть взяточничество, исчезает справедливость, теряется доверие между людьми. На рабочих местах начинают ценить не честность, а толщину кошелька. В результате в обществе преобладают лицемерие, черствость, алчность. Об этом предупреждал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Народ, среди которого распространилась взятка, непременно будет охвачен страхом». Это означает, что в таком обществе не будет ни благодати, ни спокойствия.
— Как же бороться со взяточничеством? Достаточны ли наказания, предусмотренного за него?
— Нет, одного лишь наказания недостаточно. Взяточничество — это духовная болезнь. Ее нужно лечить не только законом, но и через воспитание, веру, нравственность. В безрелигиозном обществе человек не боится Аллаха, а действует лишь из страха перед наказанием. Но истинный мусульманин знает: от мирского наказания можно уйти, но от наказания в Ахирате (после окончания земной жизни) — нет. Поэтому воспитание должно начинаться с семьи, мечети, школы. Только если каждый человек будет справедлив на своем месте, можно будет изменить всю систему.
— Какие примеры отношения к этому вопросу существовали среди мусульманских правителей в древние времена или позже?
— Существует множество поучительных примеров. Например, халиф Умар ибн Абдул-Азиз известен тем, что строго блюл справедливость среди народа. Он даже боялся принимать подарки. Или пример царя Ануширвана. В его стране два человека купили землю, и там был найден клад. Один хотел отдать его другому, а другой — первому. Когда они не смогли прийти к согласию, царь сказал им: «Пожените ваших детей и отдайте сокровище молодым». Это — пример справедливости и честности. Когда правитель справедлив, и народ его справедлив.
— А какой совет вы бы дали человеку нашего времени?
— Во-первых, начинать нужно с себя. Несправедливость, которая начинается с «маленького подарка», может обернуться большой взяткой. Во-вторых, в каждом своем действии необходимо помнить об ответственности перед Всевышним Аллахом. Никто, кроме Аллаха, не видит человека полностью, однако каждое деяние записывается в Книге его деяний. Поэтому, даже когда наше положение кажется сложным, нельзя думать: «А давай-ка, я решу проблему, предложив деньги». Нужно уповать на Всевышнего Аллаха, идти к цели справедливым путем, проявляя терпение. И самое главное — если мы сами не будем давать взяток, то и тот, кто их просит, окажется в затруднительном положении.
— Айрат хазрат, какой бы итог вы подвели в завершение нашей беседы?
— Взяточничество — это грех, который разрушает как этот мир, так и мир иной (Ахират). Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кто зарабатывает посредством взятки, в его имуществе не будет бараката (благодати)». Каждый человек ответственен перед Всевышним Аллахом. Поэтому вместо взятки давайте использовать дуа (молитву), справедливость и усердие. Как сказано в Коране: «Кто уповает на Аллаха, доверив Ему свои дела, тому Аллаха достаточно». Чистота общества начинается в сердце каждого человека. Только когда люди будут верующими, мы сможем жить в справедливой, сильной и благодатной стране.
Рисунок создан с помощью искуственного интеллекта
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости
Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»
Нет комментариев