Трудовая слава

Кукморский район

18+
Рус Тат
новости

Ветеран войны и труда Миннемухамет Миннебаев из деревни Княбаш прошел огненными дорогами войны

Война… Одно лишь это слово вызвало у ветерана войны и труда Миннемухамета Миннебаева из деревни Княбаш безудержные долгие слезы. Несмотря на дважды перенесенный инсульт, горькие воспоминания о тех годах не стерлись из его памяти. В начале 1943 года 17-летним юношей он ушел на войну против немецких захватчиков. К этому времени...

Война… Одно лишь это слово вызвало у ветерана войны и труда Миннемухамета Миннебаева из деревни Княбаш безудержные долгие слезы. Несмотря на дважды перенесенный инсульт, горькие воспоминания о тех годах не стерлись из его памяти.

В начале 1943 года 17-летним юношей он ушел на войну против немецких захватчиков. К этому времени его семья уже получила похоронку на отца Галимухамета, который погиб под Смоленском.

-Я служил в 869-ом стрелковом полку I Украинского фронта, - рассказывает ветеран.- Был автоматчиком. До сих пор помню номер своего автомата: 724. Стрельбе учили на скорую руку: время поджимало. Ведь наша страна победила не только силой оружия, но и численностью и стойкостью воинов. Мы влились пополнением в 126-ю Горловскую дивизию. Зима. Мы в пилотках. Касок нет. Варежек тоже. На ногах ботинки с обмотками, шерстяные носки из деревни надеть не разрешили. В феврале месяце получили первое боевое крещение. Над нами появились немецкие самолеты и начали нас обстреливать. Мы разбежались кто куда. Были раненые. Одному моему товарищу тяжело ранило плечо.

Отгоняя врага, им пришлось пройти более 700 километров до столицы Украины Киева. Какие только трудности им не пришлось испытать!

-День и ночь шли проливные дожди. Солдатская одежда на нас вся промокла, с нас в буквальном смысле текла вода. Ко всему этому обзавелись вшами. С земляками из деревни Чишмабаш Хаби и Шавали старались держаться вместе. Проходя через какую-то деревню, с Хаби решили зайти в дом на окраине. Хозяйка хоть и не накормила нас, пустила на печку сушиться. Выйдя опять на улицу, мы встретили женщину в годах. Со словами: «Мой сын, наверное, также мучается»,- пожалела она нас и вынесла полторы хлеба, кусок сала, семечек и даже немного чеснока.

Воспоминаний о войне у ветерана много. О них он рассказывает, обливаясь слезами. Приходилось ему ходить и на разведку. Однажды их отряд едва не попал в засаду противника.

-К врагу, наверное, испытывали чувство сильной ненависти,- говорю я.

-Не скажу, что ко всем, ведь среди них были разные. Например, раненого в ногу Шавали спас отступающий немецкий солдат. Шавали показал ему жестом, что хочет пить. Вражеский солдат дотащил его до берега речки, вдобавок оставил плитку шоколада. Шавали взахлеб стал пить воду, красную от крови.

Битва за Житомир особенно врезались ему в память. По словам ветерана, город дважды переходил из рук в руки. В этом сражении Миннемухамет абый был ранен в левую ногу и руку осколками взорвавшего рядом снаряда. Пролечившись в госпиталях, он был признан негодным к военной службе и отправлен домой. Награжденный за храбрость орденом Отечественной войны II степени и медалью Жукова 18-летний парень прибыл на станцию Кукмор в феврале 1944 года. Солдату, прошедшему опаленные огнем долгие дороги войны, расстояние между станцией и родной деревней, наверное, показалось близкой…

Он устроился в заготовительную контору участковым агентом.. Через несколько лет был назначен руководителем Старокнинского сельпо. На этой ответственной должности он трудился более двадцати лет. Затем проработал бухгалтером в колхозе «Дружба» до выхода на заслуженный отдых. Одновременно являлся председателем ревизионной комиссии.

С супругой Маймуна апой, не боясь трудностей, они воспитали восемь детей. В настоящее время у Миннемухамет абыя есть 16 внуков (а трое безвременно скончались), 13 правнуков.

-Я тоже хочу быть похожим на дедушку,- говорит его внук Зульфат Галиев.

Время неумолимо: уже шесть лет, как нет в живых работавшей заведующей клубом Маймуны апы. И у Миннемухамет абыя, славившегося знаменитым гармонистом в деревне, пальцы уже не слушаются… Его осень жизни проходит в заботливом окружении близких - семьи сына Ильнура и снохи Гульсарии. Однако горькие воспоминания о войне не дают ему покоя.

-Из Кукмора на фронт нас ушло 16 парней, вернулись только пятеро,- говорит он с душевной болью, называя всех поименно.- А теперь остался я один.

Мы попрощались с Миннемухамет абыем с чувством глубокого уважения и благодарности. Пожить бы еще ему - солдату Великой Отечественной войны.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавить «Хезмэт даны» («Трудовая слава») в Яндекс.Новости

 

Подписывайтесь на Telegram-канал «Кукмор Татарстан»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев