Трудовая слава
  • Рус Тат
  • История бая из деревни Кошкино

    Мой дедушка Сафиулла родился в 1869 году. В жизни деревенской детворы полным-полно радости и веселья, вот и годы босоногого детства моего деда были самыми беззаботными в его жизни.

    Реклама


    Как и все ребята в его деревне, летом он пас гусей на берегах реки Бурец, резвясь, плескался в его водах, удил рыбу, сторожил лошадей, а зимой катался со склонов у деревни Кошкино. Когда подрос, дед пошел в медресе. Со временем выучился пахать сохой на лошадях. Вскоре он вырос в высокого, статного юношу. В 1889 году его призвали в царскую армию, определили в гренадерский полк. Прослужив 5 лет, дедушка осел в деревне Кошкино тогдашнего Малмыжского уезда. К тому времени его мать скончалась, и отец женился вторично. Однако с новой супругой, которую звали Шарифа, ему не повезло: она оказалась женщиной со злым, вздорным нравом.
    В те годы Сабантуи превращались в затягивающееся на целую неделю массовое гулянье, в котором участвовали жители всех близлежащих деревень. На одном из таких гуляний дедушка повстречал свою будущую супругу Бибихадию, которая была дочерью бая Якуба из Олуяза. Послали за девушкой сватов, и, получив согласие ее родителей, сыграли свадьбу. Как-то отец дедушки, Халиулла, подарил молодоженам, которые вынуждены были поселиться у одинокой пожилой соседки, самовар, но мачеха забрала его обратно.
    Молодой глава семейства, снарядив с односельчанином в дорогу лошадь, на четырех обозах выехал в Соликамск. В пути были десять дней. Когда переправлялись на пароме через большие реки, самостоятельно вращали паромное колесо - в те годы еще не было надлежащей техники. В дороге, при купле-продаже дедушке пригодилось знание русского языка. Вырученных от продажи соли денег, которые привезли с таким трудом, хватило на приобретение тех самых двух лошадей и другие нужды. Так как в ту пору соль, спички и керосин были в большом дефиците.
    В 1895 году родился мой отец Гафиатулла. Дедушка отправился в Вятскую губернию. Там он договорился о работе по погрузке на баржу грузоподъемностью в 100 тысяч тонн мешков. В день в расчете на одного человека на баржу приходилось грузить по 100 мешков весом 100 килограммов. За полный рабочий день платили 1 рубль, если работник не выдерживал и прорабатывал лишь полдня, то получал 50 копеек. Земляки дедушки, которых он задействовал в этой работе, переносили все ее трудности стойко и возвращались в родную деревню, имея в кармане по 10 рублей. Вопросы с питанием и проживанием решали баи, дорожные расходы покрывал губернатор. Разумеется, для того времени 10 рублей считались очень большими деньгами. К сравнению, корова тогда стоила 10-12 рублей, лошадь - 15 рублей.
    Так мой дедушка возил на работу односельчан и жителей близлежащих деревень до 1916 года. Со временем начал промышлять куплей-продажей лошадей. Каждого его приезда с новой лошадью всегда ждали с нетерпением. Летом у дедушки на погрузке грузов работали по сотне человек в день. Для рабочих по его инициативе построили ночлежки, осенью в один привоз он начал продавать до 30 лошадей, тогда как начинал с одной лошади. Дедушка, дела которого шли в гору, построил двухэтажный дом. У него с бабушкой родилось два сына и три дочери. У своего дома, разместившегося у подножия холма, они вырыли колодец, по дороге в поле односельчане деда брали у него из колодца воду, поскольку вода в нем была очень чистой, вкусной. На склоне дедушка посадил сотню молодых яблонь. К тому времени и мой отец, Гафиатулла, подрос и стал помогать дедушке Сафиулле вести дела. В Казани они закупали чай и меняли его в Соликамске на соль. Торговля у них процветала. Дедушка начал промышлять мануфактурой, которую привозил из Казани.
    Революция 1917 года не нарушила течения жизни на селе. Однако засуха 1921 года вызвала страшный голод. Сельчане ходили на заработки в соседнюю деревню Китяк и другие марийские деревни. Поскольку там было больше земель. Лишь в 1923 году жизнь сельчан, бедствовавших весь 1922 год, стала налаживаться.
    В 1924 году мой отец Гафиатулла женился на дочери сельского муэдзина.
    Когда революция стала сулить большие беды, казанские баи предупредили моего дедушку Сафиуллу, что грядут нерадостные перемены и советовали спрятать добро. По возвращении дедушка продал своего рысака с тарантасом баю Закиру из Янцобино. Позолоченную посуду зарыли в землю. Однако зарытым воспользоваться суждено не было. Его так и не нашли. То ли место перепутали, то ли кто-то другой обнаружил этот «клад». Как бы ни старался, но все свое добро дед спасти так и не сумел.
    С началом коллективизации вначале у деда отобрали 120 мешков зерна, разобрали пятистенную «белую» баню, конфисковали для нужд колхоза 12 лошадей, конюшню на 30 кормушек, 100 листов железа, 60 ящиков стекла. Тогдашний председатель колхоза Гумер был очень злым, чуть что пугал людей наганом. Разобрали и один из домов деда.
    Друзья дедушки перевезли его с семьей в Слободское. Вместе с ними из деревни уехали и Халиуллины. В 1934 году, не выдержав преследований и унижений, вернулись в родную деревню и вступили в колхоз. Из района прибыл представитель власти, чтобы сослать дедушку. Два дня он созывал для этого собрание, а сам при этом жил у деда на квартире. Но сельчане дедушку защищали, ведь он для них сделал немало добра. Мой брат Гафиулла, который родился в 1929 году, смотрел в колхозе за лошадьми, появившаяся на свет в 1926 году Карима апа работала счетоводом. В 1940 году уродился хороший урожай. Однако вспыхнувшая в 1941 году война вновь ввергла страну в голод. В 1943 году умерла Закира апа, в 1944 году скончалась мама. Отец был на фронте. Дедушка Сафиулла продал амбар, чтобы спасти нас от голодной смерти. Отец вернулся с войны в 1945 году. В 1952 году скончалась бабушка Бибихадия - дочь бая Якуба из Олуяза, жизнь нашего дедушки Сафиуллы Халиулловича прервалась летом 1953 года в нищете.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: